Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Турбояма является последствием инерционных процессов происходящих в турбомеханизме.

Ее проявление характеризуется провалом в ускорении после нажатия на педаль газа, сопровождающимся последующим рывком. Это влияет на комфорт управления автомобилем не в лучшую строну.

Особо заметно ощущение турбоямы при выполнении обгона, когда задержка в реакции машины на педаль газа может привести к аварийной ситуации.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавитьсяВнешний вид турбомеханизма

Причины проявления турбоямы

Наиболее яркое проявление турбоямы происходит при динамическом стиле езды. Водитель вдавил педаль акселератора в пол, а ускорение начинается только после выхода турбины на рабочее давление. Данный эффект присутствует как на бензиновых, так и на дизельных двигателях.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

При подаче большого количества бензина или солярки в камеру сгорания, мощность двигателя должна возрасти. Произойдет это только при полном сгорании топливовоздушной смеси. В турбированных моторах при подачи горючего, не хватает кислорода, что снижает крутящий момент.

Обеспечивать достаточное количество воздуха возложено на турбину. В классическом исполнении она представляет собой две крыльчатки, закрепленные на едином валу и расположенные в двух раздельных камерах.

Первая крыльчатка вращается от выхлопных газов, приводя в действие вторую. Та, в свою очередь, захватывает воздух и под давлением подает его в камеру сгорания.

Чем больше выхлопных газов вращает крыльчатку, тем больше свежего воздуха турбина подает в цилиндры.

При нажатии на педаль газа происходит моментальное увеличение подачи топлива. После его сгорания газы попадают на крыльчатку, но повышение оборотов турбины происходит с определенной инерцией. Это не дает двигателю развить полную мощность. Лишь при достижении турбиной необходимых оборотов происходит ожидаемое ускорение автомобиля.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Методы борьбы с турбоямой на дизеле

Одним из наиболее популярных способов уменьшения эффекта турбоямы на дизеле является установка системы улиток с различным сечением. Это позволяет подавать газы через каналы с отличающимися диаметрами, ускоряя турбину постепенно. Соответственно турбояма и рывок пропадают.

На оборотах, близких к холостому ходу, в работе находится преимущественно меньшая улитка. При увеличении воздействия на педаль газа подключаются поочередно каналы, большего сечения. Количество улиток и их конфигурация у каждой модели авто может отличаться.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавитьсяУлитка для борьбы с турбоямой

Особенности устранения турбоямы на бензиновом моторе

Бензин при сгорании образует меньшее количество выхлопных газов. Это также влияет на скорость изменения частоты вращения турбомеханизма.

Для того, чтобы автовладелец не узнал, что такое турбояма, автопроизводители разрабатывают всевозможные конструктивные решения.

Появление нагнетателя, позволило избавится от зависимости объема подаваемого воздуха в камеру сгорания от  количества выхлопных газов.

Для высокодинамичных машин используется измененная компоновка радиатора, который располагается под углом. Недостатком ухода от фронтального размещения является снижение поступления воздуха, охлаждающего двигатель. При этом воздушный поток раскручивает турбину, создавая давление на крыльчатке турбомеханизма.

Нивелирование эффекта турбоямы

Для того, чтобы избавиться от неприятного эффекта, которым обладают двигатели с   турбонаддувом, рекомендуется переходить перед обгоном на низшую передачу. Это позволяет убрать турбояму, но мотор начинает потреблять больше топлива. Дискомфорт может доставить и необходимость работать рычагом КПП.

Турбояма может быть уменьшена чип-тюнингом. Эффективность зависит от мастерства специалиста. Необходимо учитывать, что если владелец удалил турбояму, перепрошив ЭБУ, автомобиль может потерять гарантию.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Автопроизводители постоянно совершенствуют конструкции силовых установок, в результате чего турбояма становится менее заметной. Полное ее устранение до сих пор достичь не удалось, поэтому ее наличие важно учитывать при вождении авто с турбонадувом.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://SwapMotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/turboyama.html

Почему возникает турбояма? — DRIVE2

Турбояма — это провал при наборе оборотов двигателя в следствие инерции турбины. Водитель нажимает на педаль газа, а автомобиль не сразу ускоряется и делает это рывком. Почему?

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Самый простой способ увеличения мощности двигателя — добавление большего количества топлива. Но! Если просто залить больше бензина в цилиндр, это приведет к его неполному сгоранию, что незамедлительно снизит потенциал лошадиных сил.

Попросту будет недостаточно кислорода для ускорения процесса сгорания. Так именно для лучшего сгорания увеличенной дозы топлива и был создан турбокомпрессор, подающий большее количество кислорода в цилиндры автомобиля.

Попросту он добавляет дополнительное количество воздуха.

Основные элементы турбины — две крыльчатки, находящиеся на одном валу, но расположены в отделенных друг от друга герметичных камерах. На одну крыльчатку подаются выхлопные газы, заставляя ее вращаться. Вторая же крыльчатка из-за жесткой связи через вал вращается с той же скоростью, но подает в цилиндры чистый воздух.

Как определить турбояму?

Скорость вращения турбины хоть имеет зависимость от количества оборотов двигателя, но совершенно не сопоставима с этим числом. Рабочая скорость вращения элементов турбины может достигать 150 000 об/мин. То есть чем больше газов выхлопа подается на крыльчатку турбины, тем больше ее обороты, а значит она будет поставлять больше свежего воздуха.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Перепускной клапан — важный элемент в устройстве турбины, ограничивающий количество ее оборотов. Клапан сбрасывает часть давления отработанных газов. Тем самым он уберегает двигатель от разноса. Тут и проявляется самый главный недостаток турбины.

Упавшее давление и сниженные обороты за счет компенсации давления клапаном, понижают мощность, драйвер нажимает на педаль газа, а эффект нужно ждать некоторое время.

Ведь, зная потенциал своего автомобиля, оснащенного двигателем с турбиной, водитель ожидает мгновенного ускорения при любом нажатии на педаль газа.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Иными словами турбояма — это задержка увеличения мощности и оборотов двигателя при резком нажатии на педаль газа. Но в большинстве случаев с проблемой турбоямы сталкиваются водители на малых скоростях и при малых оборотах двигателя.

То есть, если вы движетесь с недостаточно раскрученным двигателем, в зоне малых оборотов турбины или в состоянии ее покоя, необходимо переключится на одну или несколько передач вниз.

Тем самым вы повысите обороты двигателя и активируете турбину.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Можно конечно ускоряться и без перехода на низшую передачу. Но в таком случае топливо проходит путь от бака к цилиндру и в виде выхлопных газов попадает на крыльчатку с задержкой. А низшая передача мгновенно добавляет мощности мотору. Да и такой обгон будет гораздо безопаснее.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Что же делать с турбоямой?

Существует несколько проверенных и довольно эффективных способов для снижения или нивелирования эффекта турбоямы. Не стоит бежать в автомагазин в поиске другой «правильной» турбины.

• Постоянная работа коробкой передач — при переходе на низшую передачу эффект турбоямы исчезает. Но этот способ сказывается на уровне расхода топлива не лучшим образом.

• Чип-тюнинг. Очень эффективный, но и опасный способ избежать турбояму. Специалисты изменяют настройки блока управления двигателем, угол опережения зажигания, момент впрыска топлива и другие параметры. Но любое отклонение от заводских настроек может повлечь непредвиденные последствия;

• Установка пауербокса. Такой способ менее затратный и безопасный, к тому же положительно сказывается на расходе топлива. Прибор подключается к топливному датчику и изменяет режим работы двигателя, зависимо от поступаемых сигналов;

• Но безусловно главнейшей заслугой инженеров в борьбе с эффектом турбоямы является разработка турбины с изменяемой геометрией, либо же установка второй (но уже механической) турбины или компрессора. Которая служит своеобразным аккумулятором воздуха и вступает в работу при резком ускорении автомобиля с малых оборотов.

Источник: https://www.drive2.ru/b/2161270/

Турбояма — причины появления и методы избавления

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Ситуация, о которой бы мы хотели рассказать в нашей сегодняшней статье, знакома большинству автолюбителей, обладающих машинами с турбированными силовыми агрегатами. Речь о турбояме, периодически возникающей в процессе поездки. Давайте разберемся, что собой представляет турбояма, каковы причины её возникновения, а также какие методы помогут избавиться от этого неприятного явления.

Что представляет собой турбояма?

Выражаясь простым языком, турбоямой можно назвать провал, возникающий во время наращивания двигателем автомашины оборотов из-за инерционных явлений турбоустановки. На практике это выглядит очень просто: водитель нажимает на газ, желая увеличить скорость, но его автомобиль начинает разгон не сразу, а лишь спустя некоторые доли секунды. Этот скачок оборотов и принято называть турбоямой.

Дело в том, что нажимая на акселератор, автолюбитель подает увеличенное количество горючего. Если закачивающаяся в двигателе смесь будет недостаточно богата кислородом, то она будет прогорать не полностью, вызывая одновременное падение мощностных характеристик силового агрегата.

Чтобы этого не происходило, мотор оборудуется турбокомпрессором, который призван «разбавлять» увеличенное количество горючего дополнительным воздухом. Такая турбо-система представляет собой пару крыльчаток, прикрепленных к общему валу, однако разграниченных отдельными камерами.

Ведущая крыльчатка приводится в действие благодаря поступающему потоку выхлопных газов, а вращение происходит из-за передачи поступающих вращательных импульсов от первой крыльчатки, посредством жесткого соединения с общим валом.

Она тоже приводится в действие, главная задача которой состоит в нагнетании воздушного потока, подаваемого в цилиндры двигателя.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Как возникает турбояма?

Скорость вращения работающей турбины может достигать 150 тысяч оборотов в минуту. Чем выше интенсивность работы мотора, тем большее количества выхлопа, раскручивающего систему крыльчаток, он производит.

Чтобы рост оборотов не приводил к запредельным значениям скорости вращения турбины, внутри неё устанавливается специальный перепускной клапан, позволяющий сбросить избыток газового давления.

Тем самым клапан спасает от выхода из строя не только саму турбину, но и непосредственно силовой агрегат автомобиля.

Основной причиной появления турбоямы служит тот факт, что включение турбины в работу должно происходить только после того, как увеличенная порция топлива прогорит и выделит соответствующее количество выхлопных газов. На практике именно задержка, связанная со сгоранием горючего после нажатия водителем на педаль газа, и является той самой причиной появления турбоямы.

Можно ли избавиться от турбоямы?

Избавиться от явления турбоямы, разумеется, возможно. Существует два метода, эффективно применяющихся на практике.

  • . Чип-тюнинг. Главный смысл этого способа состоит в изменении параметров работы мотора, делающих возникающую задержку минимальной. Процесс чип-тюнинга представляет собой изменение настроек, «зашитых» в блок управления моторным агрегатом. При помощи специального компьютера настройки, установленные по умолчанию, изменяются, после чего движок начинает ориентироваться на заданные параметры. Сделать чип-тюнинг не составит труда как на бензиновых силовых агрегатах, так и на дизельных. Стоимость подобной услуги невысока.
  • Установка пауэрбокса. Второй метод заключается в подключении к датчику топлива специального электронного устройства, изменяющего режимы работы мотора в соответствии с поступающими сигналами. Применение пауэрбокса является более эффективным, так как его наличие не только полностью нейтрализует эффект турбоямы, но и способствует снижению топливного потребления.
Читайте также:  Что делать, если в салоне машины не горит свет

Подведем итоги

В настоящее время инженеры крупнейших автомобильных производителей избавились от разбираемого нами силового провала.

Некоторые компании стали использовать турбирующие установки, обладающие изменяемой геометрией, другие установили вторую турбину, имеющую механический привод, третьи поставили дополнительный компрессор, создающий требующееся для резкого ускорения автомобиля давление воздуха.

Для автолюбителей, обладающих турбинами старого типа, прекрасным бытовым решением проблемы турбоямы станет один из способов, описанный нами в статье.

Ниже вы можете просмотреть видео о том, как работает двигатель автомобиля с турбиной и компрессором.

Источник: https://100-avto.ru/turboyama-prichiny-poyavleniya-i-metody-izbavleniya/

Турбояма: что это такое и как от нее избавиться

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавитьсяВсем здравствуйте! В сегодняшней статье мы подробно расскажем что такое турбояма двигателя автомобиля. Наверняка большое количество автолюбителей не представляют что это.

Многие современные автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями попадают в турбояму. А все происходит только из-за того, что с целью увеличить эффективность, мощность авто, моторы оборудуются специальными турбинами.

Благодаря им повышается уровень подачи воздуха в камеру, вследствие чего происходит полное сгорание топлива и, тем самым, повышается эффективность работы транспортного средства.

Но именно из-за неправильной работы турбины образуется турбояма.

Это устройство весьма простое, но польза от него ощутима. Оно снижает уровень расхода топлива, и увеличивает полезность использования получаемой энергии.

Но во всем этом есть небольшой нюанс. Именуют его турбоямой, когда на некоторый период пропадает возможность повышения эффективности работы, где установлен турбокомпрессор. Происходит это, когда водитель пытается резко увеличить скорость.

Немного о принципе работы турбокомпрессора

Прежде чем начинать подробно рассматривать турбоямы, целесообразно разобраться, как же работает этот самый компрессор. Почему это явление становится возможным.

По сути, вся конструкция компрессора состоит с двух цириндров с крыльчатками, подсоединенных с одной стороны к системе выхлопного тракта, а с другой — к системе нагнетания воздуха.

Камеры герметичны, но крыльчатки находятся на одной оси.

Принцип работы компрессора весьма прост. Горячие выхлопные газы, выталкиваемые с компрессора, попадают на крыльчатку, заставляя ее вращаться, тем самым запуская механизм принудительной подачи воздуха с другой стороны.

Чем быстрее осуществляется воспламенение топлива и раскручивается «выхлопная» сторона крыльчатки, тем больше воздуха подается в камеру сгорания. Чтобы не превысить порог максимального уровня оборотов, куда попадают выхлопные газы, предусматривается дополнительный стравливающий клапан, благодаря которому есть возможность поддерживать оптимальный уровень оборотов турбокомпрессора.

Почему возникают турбоямы

Теперь немного о том, почему же возникает турбояма на дизеле или бензиновом моторе. Причин не так уж и много. При резком нажатии на педаль газа и увеличении подачи топлива, до момента его полного сгорания и попадания выхлопных газов в увеличенном количестве на крыльчатку, чтобы запустить ее в более высокий оборотный режим, проходит некоторое время. Именно оно именуется турбоямой.

Длительность «нерабочего» периода, в зависимости от регулировки силового агрегата, его марки, модели, может находиться в пределах нескольких долей секунд.

Возникновение турбоям и их продолжительность не влияет на то, каким типом двигателей оснащен автомобиль. Они оба подвержены этому.

Как избавиться от турбоям

Итак, как убрать турбоямку двигателя. Сегодня существует три основных способа борьбы с этим неприятным явлением:

  • чип-тюнинг;
  • установка специальной турбины с изменений геометрией;
  • установка дополнительной (второй, большего размера) турбины.

Первый случай предусматривает регулировку параметров работы движка. Является наиболее дешевым, но весьма эффективным способом снижения уровня пагубного воздействия турбоям.

Второй способ может практически полностью избавить автовладельца от возникновения неприятного провала. Но ему придётся влететь в солидные затраты, ибо установка таких деталей весьма дорогое занятие. Но устранение турбоямы уж точно не понадобиться, так как ее просто не будет.

То же касается и третьего способа. Хотя наличие второй турбины гарантирует обеспечение постоянного уровня мощности подачи газовой смеси, даже при условиях резкого увеличения скорости движения транспортного средства. Это позволяет уменьшить возможность появления проблем.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Источник: http://shokavto.ru/chto-takoe-turboyama/

Что такое турбояма двигателя и как от нее избавиться?

Что такое турбояма? К примеру, ваша машина движется с небольшой скоростью. Мотор работает на небольших оборотах коленвала.  Но вот вам нужно обогнать  идущий впереди автомобиль, вы резко нажимаете на педаль газа,  а ничего не происходит. Если водитель «дал газу», а машина «не хочет» сразу ускоряться.   вы попали в турбояму.

Эффект этот возникает на автомобилях, двигатели которых оснащены турбокомпрессором.  И абсолютно неважно.  бензиновый или дизельный мотор установлен на вашей машине. Попытаемся понять, почему возникает такая проблема.

Как устроена турбина

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Чтобы ограничить число оборотов, в агрегате предусмотрен клапан управления турбиной. Он сбрасывает часть давления газов, защищая тем самым мотор от «разноса». Но случается, что  водитель, нажимая на педаль газа, ожидает немедленного ускорения авто,  а этого может не произойти. Почему так бывает?

Как возникает турбояма

Из-за задержки турбокомпрессора возникает так называемая турбояма, то есть задержка мощности и увеличения оборотов мотора при резком нажатии на педаль газа. Инерция турбины вызывает «провал» при наборе оборотов мотора. Происходит своего рода скачок в разгоне машины.

После того, как вы нажали на педаль акселератора, в цилиндры начинает поступать топливо, и только после его сгорания отработанные газы поступают к крыльчатке турбины. Она в свою очередь подает в цилиндры мотора больше воздуха и происходит ускорение. Теперь можно выполнять обгон.

Устройство вакуумного клапана управления турбиной и его роль

На самом деле, клапан турбины имеет огромное значение. Если мотор расходует мало воздуха при сбросе газа, может возникнуть разрыв труб либо повреждение самой турбины. Дело в том, что воздух пытается выйти назад через турбину, что может ее остановить или даже заставить вращаться в обратном направлении.  Это ведет к повышенной нагрузке на валы, подшипники, колесо компрессора.

Клапан управления геометрией турбины предназначен для поддержания давления среды на определенном уровне. Путем перепуска воздуха выпускается давление наддува, и турбина остается в свободном вращении в вакууме. Это уменьшает возможность возникновения турбоямы.

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Как избавиться от турбоямы

  • Снизить эффект можно путем изменения работы мотора с помощью чип-тюнинга. При этом изменяются настройки блока управления и задаются необходимые параметры.
  • Не так дорого, но также эффективно избавиться от этой проблемы позволяет установка пауербокса (устройства, которое изменяет режим работы мотора).

Третий вариант – использование турбины с изменяемой геометрией или установка еще одной механической турбины или второго компрессора, которые аккумулируют воздух в случае резкого ускорения авто.

 Вернутся к списку «Статьи и новости»

Источник: https://turbomag.com.ua/chto-takoe-turboyama-dvigatelya-i-kak-ot-nee-izbavitsya

Детально о том, что такое турбояма и о причинах ее появления

Что такое турбояма двигателя, причины появления и как от неё избавиться

Многие из вас когда-нибудь, наверное, слышали такое выражение как «турбояма» (turbo-lag), а может и не слышали, но уж точно когда-то испытывали это на себе.

Для тех, кто не в курсе, турбояма — это эффект, который возникает во время движения автомобиля, а именно — вы жмете на газ на турбированном двигателе для того, чтобы ускориться, а этого не происходит, вместо этого вы получаете провал оборотов двигателя из-за инерции двигателя.

Турбояма может возникать как на дизельных, так и на бензиновых двигателях, на которых установлена турбина. Сегодня я расскажу о том, что такое турбояма, почему она появляется, а также о многих других интересных вещах, связанных с этим явлением.

Главной неприятностью турбоямы является нарушение динамики, из-за этого явления возникает задержка в разгоне автомобиля.

Почему это происходит? Дело в том, что во время подачи большего количества горючего, мощность дизельного мотора увеличивается, однако если увеличивается исключительно подача топлива, топливо сгорает не до конца, то есть не полностью, в результате вместо прироста вы получаете падение мощности двигателя.

В этой ситуации топливо не сгорает до конца из-за недостатка кислорода, который, как вы знаете, является неотъемлемой составляющей процесса горения топлива. Именно поэтому была придумана турбина, она способна обеспечить увеличенную подачу топлива необходимым количеством воздуха.

О том что такое турбина, как она устроена, и какие отличия между турбированным и атмосферным двигателями, я рассказывать не буду, об этом я детально написал в статье: «Турбина или атмосферник, что лучше? Выбираем двигатель правильно!». Вместо этого предлагаю перейти непосредственно к вопросу, что такое эффект турбоямы.

Выхлопные газы способны раскручивать турбину до 150 000 об/мин. и выше, чем больше будет выхлопных газов, тем выше будут обороты турбокомпрессора, тем большей будет подача воздуха в камеру сгорания.

С целью контроля подачи воздуха был придуман специальный байпасный клапан, задача которого заключается в том, чтобы сбросить часть давления выхлопных газов, это делается для того чтобы двигатель не пошел «в разнос». Все вроде бы так, однако есть у этого решения большой недостаток.

Всем нам хочется «всего и сразу», также и с педалью «газа» водитель жмет «в пол» и ждет быстрого отклика двигателя на действие, то есть резкого ускорения автомобиля. Но вместо этого происходит примерно следующее — машина едет не спеша, скорость небольшая, поэтому мотор работает на небольших оборотах.

И тут резко водитель захотел ускорится, мало ли, обгон или просто «понты для девочек», водитель резко жмет «в пол» педаль газа, но вместо рывка получает провал, турбояму, ничего не происходит, а в голове возникает масса вопросов. Вот это и есть та самая турбояма и вызвана она задержкой турбины.

Как и почему возникает эффект «турбоямы»?

Вы скажете, а почему же так происходит, кто виноват в этом провале? Ответ кроется в следующем.

Резкое нажатие на педаль сопровождается увеличенной подачей топлива в цилиндры, но вот проблема, выхлопных газов для резкого нагнетания большого количества воздуха в цилиндры нет, потому что для их появления нужно какое-то время, а водителю некогда ждать, он захотел именно сейчас.

Читайте также:  Что такое шумовая полоса на дороге

В общем, замкнутый круг выходит, большое количество топлива нуждается в большом количестве воздуха, который должна дать турбина, которая в свою очередь нуждается в большом количестве выхлопных газов, которые должны образоваться в результате сгорания той большой порции топлива, которая нуждается в большом количестве воздуха… Кто-то скажет бред, кто-то поймет, возможно кто-нибудь сможет объяснить этот эффект по-другому, но как не крути, именно так все и происходит, я надеюсь вы уловили смысл и поняли в чем именно заключается эффект турбоямы.

Решение проблемы турбоямы

Проблема турбоямы частично решена некоторыми инженерами, они придумали турбину с изменяемой геометрией, другие создали вторую дополнительную турбину, которая аккумулирует какое-то количество воздуха, на случай неожиданного желания водителя резко ускориться.

Спасибо, что посетили Вопрос Авто — сайт автомобильных советов!

Источник: https://vopros-avto.ru/detalno-o-tom-chto-takoe-turboyama-i-o-prichinah-ee-poyavleniya/

Что такое турбояма и как с этим бороться?

Большинство автомобилистов наверняка сталкивались с понятием «турбояма» (turbo-lag). Кроме того, значительный процент пользователей испытывали эту проблему на себе, хотя до конца и не знают, что такое турбояма на бензиновом двигателе. Ниже мы подробно расскажем вам, что такое турбояма, причины возникновения неполадок и ее возможные решения.

Что такое турбояма?

Турбояма — это функциональный минус, который появляется в процессе управления транспортным средством, когда вы жмете на газ для того, чтоб придать автомобилю скорости, однако авто не ускоряется, а напротив, происходит провал оборотов мотора из-за его инерции. Если говорить простыми словами, то турболаг – это эффект, когда возникает задержка между нажатием на газ и увеличением силовой отдачи.

За крутящий момент колес отвечает своевременное сгорание топлива в ДВС (двигателе внутреннего сгорания). Ни для кого не секрет, что автолюбители хотят сэкономить на бензине, но при этом увеличить силовую отдачу мотора.

Сделать это можно и не прибегая к увеличению количества цилиндров и их объема. Для этого уже на протяжении длительного периода эксплуатируют турбонаддув. Это система, которая пользуется энергией выхлопных газов.

Ее устройство достаточно сложно и в конструкцию которой входят:

  • патрубки;
  • турбокомпрессор, который сжимает и передает воздух в цилиндры, пользуясь переработанной энергией выхлопных газов;
  • интеркулер – деталь, обеспечивающий своевременное охлаждение воздуха. Элемент опирается на такой закон: чем ниже показатели температуры окружающей среды, тем выше плотность воздуха. Следовательно, в нем содержится повышенная концентрация кислорода;
  • перепускной и регулировочный клапаны.

В то время, когда система получает команду на прогазовку, возникает «лаг», по которой происходит потеря оборотных значений мотора.

Представленный механизм крайне тесно связан с турбоямой. Так, мало воздуха нагнетается в случае, если образовывается недостаточное количество выхлопных газов при работе мотора на низких оборотах.

В среднем, выхлопные газы могут раскрутить турбину вплоть до 150 тысяч оборотов. Так, чем больший объем газов, тем большие показатели они предоставят.

А это значит, что в камеру сгорания будет поступать больший объем воздуха.

За функционированием турбины практически невозможно проследить. Эффект, когда не увеличиваются значения силовой отдачи, мы называем турбоямой. Замечена одна закономерность, чем больше турбина, тем лучше и ярче чувствуют описанный эффект.

Проблема появляется ка на бензиновых двигателях, так и на дизельных. Так, на втором типе моторов, если автомобиль оснащен «автоматикой» и двигатель функционирует на малых оборотах, турбояма встречается еще чаще.

Это происходит вследствие того, что нажатие газа не помогает достичь необходимого результата, транспортное средство реагирует с задержкой.

Следовательно, значительно увеличивается риск попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Системы с турбонадувом всё чаще появляются в сборках современных автомобилей, позволяя добиваться максимальных значений в выдаваемой мощности не прибегая к увеличению объема двигателя.

Причины возникновения эффекта турбоямы

После ответа на вопрос «что это такое – турбояма» и ознакомлением с устройством деталей, которые принимают в этом участие, пришло время узнать, почему возникает турбояма.

Понять это не так уж и сложно – нужно лишь представить турбокомпрессор в действии.

Как уже было отмечено ранее, данный элемент увеличивает мощность благодаря вырабатыванию давления выхлопными газами, которое впоследствии влияет на лопасти крыльчатки.

Скорость вращения крыльчатки является недостаточной в случае, если автомобиль перемещается на малом количестве оборотов, либо же вы резко давите на газ. Следовательно, выхлопные газы не сжимаются до требуемого объема.

В результате, снижается общая ценность горючей смеси, которая находится внутри цилиндра, ведь в ее составе наблюдается недостаток воздуха, в особенности – кислорода. Вследствие этих процессов топливо начинает сгорать не до конца, попадает на горячую улитку, уже там продолжает гореть.

А это, в свою очередь, провоцирует возникновение нагара и снижения производительности турбокомпрессора.

Более того, последний становится причиной возникновения дополнительного сопротивления во время того, как из выпускного коллектора выходят выхлопные газы. Таким образом, снижается общая мощность мотора, ведь теперь ему необходимо устранять отработанные газы и своевременно очищать цилиндры.

Сколько времени понадобится автомобилю для того, чтоб восстановиться?  Все зависит от того, какова величина турбокомпрессора (под этим подразумевается объем воздуха, который может в нем поместиться).

Чем больше его размеры, тем более продолжительным будет процесс прихода в норму, и тем больше будет заметна турбояма.

И хотя мощность маленьких по размеру турбокомпрессоров значительно меньше, описанный выше недостаток на них почти не заметен.

Таблица изображающая соотношение частоты вращения (об в м. х 1000), до крутящего момента (нм).

Как избавится от турбоямы?

Если вы задались вопросом о том, как убрать турбояму, то нужно знать, что здесь не понадобится менять турбину, необходимо лишь внести некие изменения в функционирование двигателя. Так, многие автолюбители обращаются к чип-тюнингу, который является одним из наиболее доступных методов, позволяющий избавиться от турбоямы.

Чип-тюнинг представляет собой настройку работы электронных контролеров. Достичь такого эффекта можно путем корректировки программ внутреннего управления транспортного средства. Специалисты используют этот термин в двух случаях:

  • когда речь идет о внесении изменений в программу управления, которая позволяют увеличить мощность;
  • когда задействуются вспомогательные модули для решения все тех же проблем.

Процедура позволяет не только улучшить показатели мощности, но также выполнит и такие функции:

  • снижения расхода топлива;
  • внесения коррективов в блок управления;
  • установки нагнетателей воздуха;
  • перехода на иной вид топлива;
  • замены базовых форсунок на такие, которые обладают большей производительностью.

Турбояма достигается из-за высокого давления выхлопов при недостаточном нагнетании воздуха в цилиндры мотора.

Для того чтоб совершить процедуру чип-тюнинга, необходимо пройти через несколько этапов:

  1. Прошивка считывается посредством блока управления.
  2. Ее коррекция происходит до того момента, пока контрольные суммы в ней не достигнут требуемых показателей.
  3. Новые данные записываются в контроллер.

Доверить проведение операции рекомендуется профессионалам, ведь здесь потребуется помощь специализированного программного обеспечения.

Среди возможных недостатков чип-тюнинга:

  • повышается чувствительность к температуре окружающей среды;
  • снижается чувствительность мотора к качеству топлива, предназначенного для атмосферных двигателей;
  • появляется необходимость компенсировать увеличение нагрузки на нагнетатель за счет смены способа охлаждения и использования более качественных, а значит, более дорогостоящих смазывающих материалов.

Устранить турбояму можно также и иным способом. Менее затратным станет установка пауербокса. Так, данный элемент крепится к датчику топлива и в результате занимается постоянной сменой режима функционирования мотора.

Действие происходит в зависимости от сигналов, которые поступают.

Вдобавок, установив пауербокс, вы наверняка достигнете эффекта снижения расхода топлива, а также сможете настроить устройство под выполнение конкретных задач.

Если обратиться к опыту профессионалов, то инженеры решили прибегнуть к замене турбины на таковую, которая обладает изменяемой геометрией. В другом случае применяется механическая турбина, либо же компрессор для аккумуляции воздуха.

К примеру, автомобильный концерн Volvo задействует в производстве 2-литровый баллон, в котором имеется сжатый воздух. При внезапном открытии дросселя он отправляет воздух к цилиндрам.

Именно таким образом исключается риск возникновения эффекта турбоямы.

В заключении..

Турбояма – функциональный недостаток, встречающийся не столь редко, как хотелось бы.

В особенности, связано это с тем, что ныне турбированные двигатели являются чуть ли не последним писком моды, и всё больше моделей автомобилей оснащаются именно ими.

Надеемся, что материал помог ознакомиться с тем, что такое турбояма двигателя. Также теперь известны наиболее доступные и распространенные методы решения распространенной проблемы.

Источник: https://automotolife.com/services/chto-takoe-turboyama

Что такое турбояма и как от нее избавиться

Малый провал, который возникает при работе в автомобилях, оснащенных турбинами, принято считать турбоямой. Такое явление возможно обнаружить при условии, что обороты двигателя низки и всего лишь колеблются от 1000 до 1500. Самое большое влияние возможно увидеть на моторах, работающих на дизеле.

Содержание:

  • Виды моторов
  • Виды компрессоров
  • Появление турболага
  • Убираем проблемы
  • Видео

В основном все это происходит от того, что турбины в основном работают на высоких оборотах, чего нельзя сказать о низких. Именно с этим связано то, что если в дороге резко увеличить скорость, то машина отреагирует лишь через некоторое время. Автолюбителям рекомендуется привыкнуть к таким явлениям, так как при перестроении из ряда в ряд необходимо быть предельно внимательным.

Виды двигателей и проявление в них турбоямы

В связи с тем, что турбоямы возникают, в народе принято считать, что такие явления могут сопровождаться исключительно в дизельных двигателях. Однако такие суждения не являются исконно верными.

Дизель на самом деле является низкооборотистым типом внутреннего сгорания, однако в основном рабочие обороты достигают всего лишь 3000. Именно поэтому наиболее заметно явление турбоямы на этих двигателях.

Бензиновые моторы также не являются исключением из правил, турбояма возникает и у них.

Как на дизельном, так и на бензиновом двигателе холостые обороты колеблются от 800 до 1000 оборотов. Именно в связи с этим если резко ускориться в движении, то турбояма возникнет и в том, и в другом случае. Наиболее страдают от турбоямы двигатели с турбинами, которые приводятся в действие при помощи энергии выхлопных газов, но существуют и иные типы.

Компрессоры двух видов

Механический компрессор наиболее распространен среди американских производителей. В основном на таких автомобилях явление турбоямы неизведанно. Такого рода компрессор не зависит от выхлопных газов, в рабочее состояние заводится благодаря вращениям коленчатого вала. Чем выше скорость вращения у вала, тем выше компрессорное давление воздуха.

Читайте также:  Как обработать автомобиль мовилем

Такой популярности не имеет электрический компрессор, как иные виды, но также используется в мировых брендах. В таком случае также отсутствует привязка к выхлопным газам, работа такого компрессора осуществляется от электроэнергии, что позволяет значительно увеличивать давление «внизу» и «вверху». Именно такая конструкция помогает избавиться от существенных недочетов в оборотах.

В связи с чем возникает проблема турбоямы?

Турбина, которая приводится в работу при помощи энергии отработанных газов, выглядит как две почти похожих крыльчатки. Они закреплены с одним валом, но находятся на разных камерах, поэтому нет соприкосновения друг с другом, а также находятся в полной герметизации друг с другом. Одна из крыльчаток является ведущей, вторая же ведомой.

Ведущая крыльчатка раскручивается при помощи выхлопного газа, который выходит из мотора, при ее вращении передается энергия ведомой крыльчатке, которая, в свою очередь, также вращается. Ведомая крыльчатка в свою очередь начинает процесс засасывания уличного воздуха, который подается под высоким давлением в двигатель.

И первая, и вторая крыльчатка набирают приличное количество оборотов, число которых достигает до 50 тысяч, а бывает и выше. В таком случае давление, которое входит в систему, достигает максимальных показателей. Количество оборотов непосредственно зависит от потока выхлопа, чем выше его показатели, тем выше количество оборотов на турбине.

Многие системы оснащены специальным клапаном, который выполняет функцию «сброса давления», который называют по-иному «байпасным» клапаном. Именно данный клапан сделан таким образом, что отвечает за сброс и полный контроль лишнего давления.

Если же не будет таких действий, то система подачи смеси топлива может быть повреждена. Двигатель также может выйти из строя. Если обороты высоки, то система будет отличаться особой производительностью, именно в этом случае поток выхлопа увеличивается в разы.

Однако в низах ситуация будет обстоять не так хорошо.

Если обороты холостые, то при ускорении, водитель жмет педаль газа и ожидает моментальной реакции, однако его ожидание не оправдывается. Такое ожидание продолжается до 3 секунд. После этого машина делает характерный выстрел, который и называют турбоямой.

Ситуация обстоит в следующем. Когда идет нажим на педаль газа, то топливная смесь проходит в цилиндры, после этого она сгорает в качестве выхлопа выходит наружу, что приводит в действие турбину. Если обороты слабые, то поток выхлопных газов снижается, что приводит к замедлению крыльчаток.

Турбояму можно охарактеризовать, как задержку мощности, которая заметна при нажатии на педаль. Если нажимать на педаль постоянно, то выхлоп будет идти на полную мощность, что исключает появление турбоямы.

Как убрать данный эффект?

Неоднократно производители задумывались над решением данной проблемы. Для того чтобы избавиться от турбоямы, необходимо устанавливать дополнительную турбину. Зачастую дополнительная турбина является механической, реже – электронной. Такого рода двигатели принято называть с двойным наддувом.

Принцип действия такого двигателя предельно прост – низкие обороты приводят в действие механическую или же электронную турбину, именно это дает давление, что ускоряет автомобиль даже с холостых оборотов. После этого включается обычная турбина и это избавляет автомобиль от турбоямы.

Видео

Источник: https://autoiwc.ru/tuning/turboyama.html

Что такое турбояма и как избавиться от нее

Из статьи вы узнаете:

  • Что такое турбояма;
  • как с ней пытаются бороться различные автомобильные производители.

Если оперировать простыми, понятными обыкновенному автолюбителю понятиями, то турбояма — это явление, когда давления наддува (обычно выхлопных газов), подаваемого на лопасти турбины двигателя, не хватает для того, чтобы раскрутить ротор на полную силу.

Проходит некоторое время, пока давление газов в так называемой «улитке» (это система выхлопных труб, по которым сжатые газы поступают на крыльчатку ротора) возрастет до необходимой нормы.

Все это время (обычно несколько секунд, которые длится турбояма) мотор, предусмотренный к штатной работе при помощи турбо-нагнетателя, работает в режиме обычного дизель — атмосферника. То есть выдает на порядок меньше мощности, и не дает возможности резко разогнаться, нарастив мощность.

Причины появления турбоямы

  • Особое внимание – современным турбированным дизелям.
  • Особенно подвержены, такому нежелательному явлению как турбояма, современные автомобильные дизель — двигатели, на которых турбина предусмотрена изначально для того, чтобы нейтрализовать более поздние (по сравнению с бензином) воспламеняющие свойства.
  • И вот именно на дизелях, которые возможно спроектировать высокооборотными, исключительно с применением турбо-ускорителя, и наблюдается такое явление, как турбояма.
  • При изменении режима работы двигателя вероятность возникновения турбоямы возрастает.

Правда, у современных автомобильных концернов различные подходы. Есть огромное количество производителей, выпускающих бензиновые двигатели с турбинным ускорителем. И они, кстати, тоже не защищены от турбоямы, поскольку проблема все та же.

При резком изменении режима работы двигателя, со спокойного на усиленный, интенсивный режим, турбине требуется время (от долей секунды до нескольких). Необходимо это для того, чтобы в камере и выпускной системе накопилось давление отработанных газов. Чтобы оно (давление) дошло бы до той точки, когда газы смогут резко раскрутить крыльчатку ротора.

Как пытаются избавиться от турбоямы производители

Система “улиток” с различным сечением – один из вариантов борьбы с турбоямой. Вообще, автоконструкторские бюро во всем мире, тратят неимоверное количество усилий на то, чтобы избавиться от этого нежелательного, особенно для опытных водителей, явления. Ведь машина перед рывком словно бы притормаживает на долю секунды (если дизель — то и больше) на манер «подвисающего» компьютера.

И у каждого производителя — своя, особая методика борьбы, искоренения такого явления, как турбояма при работе двигателя. В последние годы, вполне реальным и эффективным методом стал так называемый метод развода подачи давления на крыльчатку при помощи двух и больше «улиток» разных размеров.

Идея в том, что благодаря разному сечению труб (улиток), из которых состоит система подачи газов, из коллектора на турбину, они “встраиваются” в работу дизель — двигателя по очереди.

Комплекс улиток обеспечивает широкий диапазон нормальной работы.

На малых оборотах функционирует «улитка» меньшего диаметра, которой необходимо меньше газа из-за малого общего объема. Чуть увеличил дизель обороты — в дело вступает «улитка» потолще. Затем — еще одна, и так по восходящей.

Хотя обычно, в подавляющем большинстве случаев, стараются использовать компоновку турбо-наддува дизель — двигателя с двумя «улитками». Обычно (если автомобиль не готовится для спортивных гонок) диапазона спаренной разнокалиберной “улитки” вполне хватает для того, чтобы такого явления, как турбояма в работе двигателя не наблюдалось.

Разве что, на самых критических режимах езды, когда дизель раскручивается на максимально высокие обороты.

Турбояма возможна не только на дизеле

К бензиновым турбированным двигателям подход особый. Особенно настойчивы в борьбе с такой проблемой, как турбояма дизель японские и итальянские производители (те же Субару, Мазда, Альфа — Ромео и Фиат).

Впрочем, в случае с итальянцами более актуален такой подход, что турбояма случается и у бензиновых двигателей с турбированием. Правда, в этом случае стараются использовать не столько возможности выхлопных газов, а всякого рода нагнетатели.

Ведь бензин, в отличие от дизельного топлива, не дает такого количества выхлопа при сгорании, и достичь необходимого для резкой раскрутки крыльчатки турбины давления (в случае с бензиновым двигателем) труднее.

Поэтому современная автомобильная промышленность ищет принципиально новые подходы, проектирует нагнетатели, принцип действия которых зависит не только от количества выхлопных газов, образовавшихся при сгорании топлива в двигателе внутреннего сгорания.

Турбояма и радиатор

Особая компоновка радиатора – эффектное решение для высокоскоростных спортивных машин. Например, одним из эффективных ответов на вопрос, что такое турбояма и как избавиться от ее проявлений во время работы двигателя спортивного автомобиля в экстремальном режиме, можно считать особую компоновку радиатора на спортивных автомобилях (так называемая система V — маунт).

Радиатор располагается под углом, а не фронтально, и только часть поступающего воздуха (до 25 процентов), используется для охлаждения двигателя. А основной поток также «работает» на раскрутку турбины, создавая избыточное давление на крыльчатку ротора турбо-ускорителя.

Источник: https://ZnanieAvto.ru/nuzhno-znat/chto-takoe-turboyama-i-kak-izbavitsya-ot-nee.html

Что такое турбояма и как от нее избавиться?

В последние годы, автомобили с двигателями, оснащенными турбинами, набирают все большую популярность среди автолюбителей. При этом, оснащение турбинами автомобилей, работающих на бензине, производители транспортных средств стали осуществлять сравнительно недавно, а вот машины, работающие на дизельном топливе, выходят уже довольно долгое время.

При этом, как бензиновые, так и дизельные автомобили, оснащенные турбинами, имеют одну и ту же общую черту – наличие такой проблемы, как турбояма.

Причина возникновения этого явления кроется в механизме запуска двигателя, оснащенного турбиной. Турбина нагнетает газ в систему, пока в ней не установится определенный уровень давления, что и позволяет повысить мощность работы двигательной системы.

Правда, необходимый уровень давления будет создан только в случае, если лопасти турбины будут вращаться достаточно быстро, поэтому, когда водитель слишком резко выжимает газ, стандартная турбина просто не успевает обеспечить необходимый уровень давления, и происходит разрыв между нажатием педали и началом нормальной работы турбины, и именно этот разрыв подразумевается под понятием турбоямы.

Существует несколько методов избавления от этой проблемы. Одним из наиболее распространенных решений проблемы возникновения турбоямы является чип-тюнинг. Как известно, чип-тюнинг подразумевает модификацию программы управления двигателем, и, в данном случае, программа изменяется таким образом, чтобы работа двигателя при старте максимально оптимизировалась.

Это позволяет если не избежать турбоямы, то, как минимум, сгладить ее эффект. На данный момент, чип-тюнинг является не только самым популярным, но и самым доступным способом решения указанной проблемы.

Еще одним вариантом устранения проблемы турбоямы, является установка специальной турбины, которая обладает изменяемой геометрией, либо двух турбин одновременно, которые, работая в паре, будут компенсировать разрыв при старте.

Конечно, этот вариант более эффективный, но требует серьезных изменений в двигательной системе, а также – достаточно внушительных материальных вложений, поэтому идут на такое не многие.

Источник: https://zen.yandex.com/media/mir_motorov/chto-takoe-turboiama-i-kak-ot-nee-izbavitsia-5b2774455a1a0800a8542091?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=436798120.120179.1577010286485.48534&integration=publishers_platform_yandex

Ссылка на основную публикацию