Что такое фрикционы акпп и как они работают

Добрый день, Уважаемые читатели нашего блога!Эта статья продолжает серию материалов по мотивам популярных тем и вопросов, которые часто обсуждают на форумах в интернете, а так же задают по телефону нашим специалистам.

Мы планируем в доступной и понятной форме отвечать на самые частые вопросы пользователей, которые касаются устройства, эксплуатации и обслуживания автоматических коробок передач.Итак, о чем часто говорят/спрашивают мужчины-владельцы автомобилей с автоматическими коробками.

Вопрос дня звучит так: » Почему/а как — буксуют фрикционы?»

Каждый владелец автоматической коробки передач знает слово «фрикцион/пакет фрикционов». Для начала кратко напомним, что это такое.

Пакет фрикционов или фрикционная пара — это, обычно, набор дисков, часть из которых соединены с одним валом, а другие — с другим валом (описание упрощенное, для понимания).

Простейший пример фрикционной пары — пластинка и диск проигрывателя :))Пока пластинка в руках — диск вращается, а пластинка — нет. Стоит опустить пластинку на проигрыватель — они начинают вращаться вместе.В фрикционном пакете — несколько «пластинок» и «дисков».

Расположены вперемежку с пакетом.Если пакет сжать — конструкция вращается вместе,если снять усилие — одни диски могут вращаться а другие оставаться неподвижными или вращаться с другой скоростью.Конструктивно диски бывают — с накладками или без накладок.

Бывают диски с накладкой с одной стороны. Накладка одного диска соприкасается со стальной поверхностью другого диска.

Важно понимать, что при СЖАТИИ пакета муфта блокируется, т.е. диски «сцепляются» вместе и муфта вращается как единое целое.На фото ниже — пример пакета фрикционов из трёх фрикционных и трёх стальных дисков.

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Zoom

новый пакет фрикционов. диски с накладками (фрикционные) чередуются со стальными дисками

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Zoom

В коробке, пакет установлен плотно, но если НЕТ давления сжатия, диски не передают вращения

С теорией разобрались. Теперь о том, что же происходит при эксплуатации.

Все детали и пакеты фрикционов постоянно смазываются трансмиссионной жидкостью. При сжатии пакета, фактически происходит следующее — диски сжимаются, некоторое время проскальзывают (буксуют) и в итоге сжимаются так, что начинают вращаться вместе. Все это происходит достаточно быстро.

Ключевой момент — проскальзывание. Если, по любой причине диски долго буксуют при сжатии, то они начинают интенсивно изнашиваться.

Что такое фрикционы АКПП и как они работаютОсновных причин пробуксовки две:1. Изношенные диски 2. Недостаточное давление сжатия

Таким образом, пробуксовка (и износ) пакета — это обычно следствие. Выглядит немного парадоксально… диски буксуют, потому что изношены. А изношены, потому что буксуют.

На самом деле причин износа как написано выше — может быть несколько.Например, недостаточное давление сжатия.А это — следствие внутренней утечки и падения давления.

А это — следствие износа уплотнения гидрораспределителя (для примера).А это — следствие грязного масла.

А это… и т.д.

Становится понятно, что износ фрикционной пары — следствие других процессов.

С причинами разобрались. Как проявляется износ фрикционной пары? На начальном этапе — это «толчки или пинки» при переключениях».

Сцепление/блокировка происходит не вовремя (из-за износа) и в итоге происходит ударное подключение, которое ощущает пользователь. При этом ошибка («чек энджин») не появляется.

При критическом износе, передачи просто не включаются, коробка буксует. Обычно сопровождается появлением «чека» (компьютер определяет разницу угловых скоростей валов).

Как это чинится?

При разборке и дефектовке Мастер внимательно изучает состояние всех дисков. Накладки могут быть не стёрты совсем, но при этом они будут изношены. Частично это видно по канавкам. Иногда накладки «стекленеют» и уже не передают нужный момент, проскальзывают. Состояние всех дисков всех пакетовпроверяется. Все изношенные диски или пакеты меняются.

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Zoom

Пример изношенного пакета. канавки еще видны но меньше чем должны быть.

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Пример изношенных фрикционных дисков блокировки ГТ. Накладки внешне — достаточно толстые, но уже застекленели и не передают крутящий момент.

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Zoom

новые диски

Отдельно расскажем о стальных дисках. При долгой работе в состоянии пробуксовки, диски могут сильно нагреваться и перегреваться. Это можно заметить по цветам побежалости (диски темнеют, синеют).Такие диски естественно меняются.

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Zoom

изношенный стальной диск. диск исривился, видно изменение цвета и волнистый износ

Показательный момент. «Посиневшие» диски — кроме изменения физических свойств — искривляются. Становятся как «тарелка» — вогнутые. Это можно увидеть если приложить диск к горизонтальной плоскости.

Мы взяли один такой диск и провели небольшой эксперимент. перегретый диск — не прилегает ровно, в отличии он нового.

Вот почему — при любых признаках перегрева/пробуксовки стальных дисков, необходимо менять весь пакет дисков, даже если стальные диски выглядят здоровыми.

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Zoom

Если изношенный диск положить на ровную поверхность…

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Zoom

он будет выгнут как тарелка. (виден клиновой зазор, диск НЕ плоский.

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Zoom

Новый диск …

Zoom

Прилегает ровно.

Во второй части — расскажем о том, как и почему производитель АКПП заранее закладывает возможность работы некоторых фрикционов — с частой пробуксовкой. Не переключайтесь.

Надеемся, статья была интересной.Пишите Ваши комментарии!)

  • В следующих статьях «О чем говорят мужчины» мы расскажем о других часто задаваемых вопросах наших Клиентов.
  • Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить интересную и полезную информацию!)

Капитальный ремонт АКПП BMW, Audi, Land Rover, Jaguar, Volkswagen, Jeep, Cadillac, Infinity, Бесплатная диагностика АКПП. Онлайн консультации. Бесплатная эвакуация.Москва

Источник: https://www.drive2.com/o/b/518318853378277828/

Замена фрикционов АКПП: как сделать самому

Что такое фрикционы АКПП и как они работают 01.11.2019

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Почему АКПП быстро изнашивается
  • Зачем нужны фрикционные диски
  • Как понять, что АКПП требует ремонта
  • Что делать при неисправности АКПП в первую очередь
  • Как заменить фрикционы АКПП своими силами

Автоматическая коробка передач обладает преимуществами относительно механической.

Сюда относятся и большее удобство в управлении автомобилем, и увеличенный ресурс двигателя, и более высокая проходимость машины.

Тем не менее, у данного механизма есть и свои недостатки, связанные в основном со сложной конструкцией. Особого внимания заслуживает замена фрикционов АКПП. Этому и будет посвящена статья.

Почему АКПП быстро выходит из строя

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

На обслуживание автоматической КПП затрачивается больше времени водителя, особенно когда дело касается замены смазки в этом узле. К последней процедуре нужно относиться максимально ответственно. В противном случае (при несвоевременной замене или при использовании некачественного масла) увеличивается риск быстрого износа фрикционов, что в результате может закончиться дорогостоящим ремонтом. Повредить коробку способна длительная буксировка автомобиля. И в наибольше степени здесь страдает именно фрикционный механизм.

Что такое фрикционы АКПП

Автоматическая коробка передач — это сложный механизм, состоящий из нескольких частей:

  • корпус;
  • гидротрансформатор;
  • комплект зубчатых колес, в который входит главная передача;
  • селектор;
  • масляный насос;
  • набор фрикционов;
  • входной и выходной валы;
  • фильтр;
  • гидравлический блок, иначе называемый гидравлическим мозгом.

Принцип работы АКПП похож на таковой у механической коробки и основан на взаимодействии фрикционных и стальных дисков. При выключенной передаче машина будет неподвижна. Диски не прижаты друг к другу и, соответственно, входной и выходной валы разъединены.

В случае прижатия фрикциона к стальным дискам с помощью гидравлического поршня и включения передачи автомобиль начнет движение. Все зубчатые элементы собраны в одну коробку путем вставки друг в друга.

Шестерни имеют разные размеры, зависящие от числа передачи — с ростом этого числа уменьшается диаметр зубчатого колеса.

Фрикционы управляются с помощью автоматической КПП и обеспечивают сцепление шестерен. В каждой передаче имеется свой комплект фрикционных дисков, поэтому если повредится какой-либо элемент узла, начнет пробуксовывать только содержащая эту деталь передача.

Фрикционы находятся внутри специального планетарного редуктора и могут быть либо статично закрепленными в корзине переключения передач, либо подвижными. Для изготовления этих дисков используются металл и специально спрессованный картон.

Каждый планетарный редуктор содержит комплект металлических и картонных фрикционных дисков, которые обязательно чередуются: между двумя металлическими фрикционами должен находиться картонный. Благодаря такой последовательности увеличивается сцепление в момент переключения передачи.

Для зацепления с ведущим и ведомым валами на дисках имеются соответственно внутренние и внешние зубья. Когда передача выключена, ведущий вал вращается свободно, а фрикционы АКПП ведомого вала неподвижны. Как только автоматика определяет, что в данный момент нужно включить передачу, гидравлический механизм смыкает между собой соответствующие фрикционы, и ведомому валу придается вращение.

В некоторых моделях автоматических коробок фрикционный комплект размещается снаружи корзины ведущего вала, а не в ней. Принципиально работа такого механизма не отличается от рассмотренного, отличие состоит лишь в большем диаметре самой корзины.

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Фрикционы могут быть односторонними и двухсторонними. В первом случае одна поверхность диска металлическая, а вторая — картонная.

В современных АКПП используются двухсторонние фрикционы, изготавливаемые из сверхпрочного металла с графитовыми накладками.

Такие изделия устойчивы к высокой температуре именно благодаря волокнам графита, который эффективно поглощает тепло. Поэтому даже при сильном нагреве данные фрикционные диски не сгорят.

Повреждения фрикционов

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Во фрикционном механизме чаще всего повреждаются мягкие диски, которые при включении передачи подгорают. При условии исправности остальных элементов АКПП, последствия этой неполадки начнут ощущаться лишь после 300 тысяч километров пробега. Если требования по эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой нарушаются, фрикционы будут преждевременно изнашиваться и сгорать, а это приведет к невозможности включения определенных передач.

Кроме того, фрикционные диски могут выйти из строя по причине:

  • использования некачественной смазки для АКПП;
  • сильного загрязнения масляного фильтра;
  • низкого уровня трансмиссионного масла в коробке передач.

Без регулярной замены масла в АКПП, трущиеся поверхности фрикционов неизбежно изнашиваются.

Однако, даже если замена производилась в соответствии с требованиями, но при этом использовалось некачественное масло, ресурс фрикционных дисков значительно снизится, и узел потребует ремонта раньше, чем это предписано.

Фильтр засоряется в результате пропускания загрязненного масла, поэтому менять смазку в АКПП следует не позднее требуемых сроков.

Важно не только качество используемого масла, но и его количество, которое в каждом случае имеет конкретные пределы. В идеально герметичной масляной системе уровень трансмиссионной смазки в процессе эксплуатации авто остается неизменным.

В реальных условиях разгерметизация случается довольно часто по причине некачественного ремонта АКПП, например, в случае недостаточной затяжки крепления поддона. Также масло может утекать через поврежденные прокладки между поддоном и картером коробки передач. Для устранения утечки потребуется замена этих прокладок.

А если трещины образовались на поверхностях картера или поддона, замене подлежат уже сами эти изделия.

Читайте также:  Что делать, если стучат амортизаторы автомобиля

«Ремонт АКПП Volvo S80: типичные поломки и что с ними делать» Подробнее

Предотвратить причины стремительного износа фрикциона не всегда возможно. В этом случае важно правильно действовать для устранения уже случившейся неисправности в АКПП.

Признаки неисправности фрикционных дисков

Наличие проблем в автоматической коробке передач выражается в следующих проявлениях:

  • При переводе рычага в нейтральное положение сцепление не выключается. Это признак того, что фрикционные диски приварились к стальным.
  • Переключение передач сопровождается толчками.
  • АКПП при запущенном двигателе издает металлический звук, когда автомобиль неподвижен.
  • Трансмиссионное масло приобретает горелый запах.
  • Задняя передача не включается, движение возможно только вперед.
  • Переключение скоростей затруднено или вовсе невозможно.

При появлении подозрений на сгоревшие фрикционы, следует в первую очередь проверить уровень смазки в АКПП и наличие запаха.

В случае недостаточного количества жидкости фрикционные диски прижимаются к стальным дискам не полностью, в результате чего происходит проскальзывание и перегрев трущихся поверхностей.

Нельзя допускать также попадания охлаждающей жидкости в масло, потому что фрикционы некоторых ранних моделей АКПП содержат картон, который подвержен разрушению под воздействием тосола.

Что делать при повреждении фрикционов АКПП

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Если во время движения автоматическая коробка начала пробуксовывать и работать с рывками, стоит остановить как можно быстрее машину и вызвать эвакуатор.

Для выполнения диагностики неисправности желательно транспортировать автомобиль до ближайшей СТО, где причину поломки установят с достаточной точностью и произведут замену. Если имеет место гарантийный случай, машину следует эвакуировать до официального дилерского центра. Там также определят и устранят проблему с АКПП.

В любом случае данная поломка при дальнейшем движении может привести к более значительным повреждениям, из-за чего придется прибегнуть к дорогостоящему ремонту. Самостоятельное устранение неисправности возможно лишь при наличии навыков и опыта ремонта соответствующих автомобильных узлов.

В таком случае для замены фрикционов необходимо иметь качественный ремкомплект.

Замена фрикционов АКПП своими руками

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Менять фрикционные диски можно в домашних условиях. Помещение, где будет производиться замена, необходимо заранее очистить от пыли и грязи. Для успешной замены нужно правильно подобрать ремкомплект с фрикционами, предназначенный для конкретной модели автомобиля.

Обычно помимо самих дисков в таком комплекте имеются различные фильтры, сальники и прокладки. Все элементы во время замены необходимо устанавливать на АКПП.

Порядок действий следующий:

  1. С коробки передач сливается трансмиссионное масло.
  2. Сама коробка демонтируется и разбирается.
  3. Производится замена деталей, имеющихся в ремкомплекте.
  4. Осуществляется обратная сборка АКПП и ее монтаж.

Во время ремонта следует учитывать определенные нюансы:

  1. Слив смазки производится через шланг, который предварительно отсоединяется от радиатора коробки и подключается к сливному отверстию.
  2. В процессе демонтажа коробки основная трудность состоит в том, что АКПП достаточно тяжелая. По этой причине работы рекомендуется производить в смотровой яме или на автомобильном подъемнике с применением трансмиссионного домкрата.
  3. Элементы, подключаемые к автоматической коробке, необходимо отсоединить.

Опытные мастера домашнего ремонта, знакомые с внутренним устройством автомобиля, не должны испытать каких-либо затруднений при последовательном выполнении данных операций.

Весь ремонт сводится к замене деталей, степень износа которых не позволяет эксплуатировать их дальше. Зазор можно измерить и прямо на корзине с фрикционными дисками. Но желательно, даже в случае незначительного износа, стоит снять все детали, для которых есть замена в ремкомплекте.

Собирается и монтируется АКПП в обратном порядке. При сборке нужно контролировать момент затяжки крепежей в соответствии с рекомендуемыми заводскими значениями.

Крупные части желательно затягивать крест-накрест для более равномерного распределения прижимного усилия в местах соединения. Закончив монтаж коробки, в нее следует залить масло выше максимального уровня.

Далее запускается двигатель с целью обкатки установленных деталей АКПП.

Замена фрикционов в автосервисе

Данный процесс считается полноценным ремонтом автоматической коробки передач. Поэтому вполне резонно узнать, сколько стоит замена фрикционов АКПП.

Все зависит от нескольких факторов: регион, сложность конструкции коробки, модели автомобиля, уровень конкретного автосервиса.

Скажем, в Москве ремонт АКПП будет стоить как минимум 15000 рублей, а замена всей коробки — от 6000. При этом, для многих моделей авто цены будут намного выше.

Цены на комплект фрикционов тоже разнятся, в зависимости от модели АКПП.  Нужно учесть, что коробка содержит в себе обычно несколько таких пакетов, как правило, от 3 до 7. Если замене подлежат все комплекты, ремонт выйдет достаточно дорогим.

Для Chevrolet моделей Cruze, Epica, Aveo стоимость замены фрикционов АКПП, составит 50000-60000 рублей. Также потребуется демонтаж и установка автоматической коробки, что обойдется дополнительно в 8000-10000 рублей.

Обычно заменить фрикционы обходится гораздо дороже, чем поменять неисправную коробку на б/у либо контрактный вариант. Поэтому целесообразно для подержанной и дешевой машины приобрести агрегат на авторынке либо найти по объявлению. Однако здесь имеются подводные камни:

  • у подержанного АКПП отсутствует гарантия;
  • даже в случае полной работоспособности коробки неизвестен ее ресурс.

Срок службы АКПП

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

По сравнению с обычным сцеплением в механической коробке передач, фрикционы в АКПП обладают намного большей долговечностью. Причина в том, что диски на «автомате» работают в масле и служат, благодаря этому, 350-500 тысяч км пробега, тогда как сцепление на МКПП действует «на сухую» и проходит 50-100 тысяч км в зависимости от модели автомобиля и эксплуатационных условий. Тем не менее, не все владельцы машин с автоматической коробкой способны обеспечить фрикционам такой длительный срок службы. Часто диски нуждаются в замене намного раньше.

Причины преждевременного сгорания фрикционов:

  • частая и длительная пробуксовка автомобиля, при которой диски проскальзывают и перегреваются;
  • несвоевременная замена масла в коробке. В процессе эксплуатации трансмиссионная смазка загрязняется металлической стружкой, образующейся от трения деталей, которые интенсивно изнашиваются. В связи с этим инструкция по эксплуатации многих АКПП рекомендует производить замену смазки через каждые 50-60 тысяч километров.
  • частые и резкие ускорения. Автоматическая коробка передач не предназначена для динамичного вождения. Чтобы сохранить длительный срок службы АКПП, разгоняться нужно по возможности плавно.
  • недостаточный уровень трансмиссионного масла. Фрикционами управляет гидравлический поршень, функция которого состоит в прижимании ФД к СД. При нехватке смазочной жидкости усилие прижатия становится недостаточным, и сцепление начинает пробуксовывать. Это в итоге приводит к проскальзыванию фрикциона и его прогоранию.

Советы экспертов

Прибегайте к самостоятельному ремонту и замене фрикциона только в том случае, если вы уверены в своих силах. Иначе все может привести к более серьезными поломками АКПП.

По возможности выбирайте фрикционные диски с кевларовым покрытием. Они эффективнее отводят тепло, не позволяя маслу перегреваться даже в экстремальных условиях эксплуатации. При этом сама коробка будет работать более плавно.

«Замена сцепления форд фокус: подробная инструкция» Подробнее

Сгоревший фрикцион нуждается в замене на новый, если его толщина становится меньше минимально допустимой. В противном случае критический износ может передаться на другие узлы АКПП, которую в итоге придется полностью менять. В запущенных ситуациях дело может дойти и до ремонта всего двигателя.

Чтобы обеспечить автоматической коробке передач максимально долгий срок службы, эксплуатируйте автомобиль бережно и регулярно проходите техосмотр.

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Мнение автолюбителей о замене фрикционов АКПП

  • С заменой помог дед «Дело было в начале 1990-х. В моем опеле сломалась АКПП. Почти никто не хотел чинить, желающие же называли какую-то космическую цену, причем, безо всякой гарантии. Помог мне в этом деле, как ни странно, дед. Он через знакомого автоперегонщика заказал для меня ремкомплект. Разобрал полностью всю коробку до каждого винтика и аккуратно разложил все детали в гараже прямо на полу. Сделав полную замену на новые детали из присланного комплекта, дед собрал все в обратном порядке. Отремонтированная им коробка верой и правдой прослужила несколько лет, а потом я продал свою машину. Стоит отметить, что никогда до того момента дед не имел дела с таким крупным ремонтом!»
  • Ничего сложного там нет «С заменой я не вижу никаких проблем. Коробка снимается, разбирается, изношенные фрикционы меняются на новые, затем все собирается в обратном порядке и ставится на место. Остается залить свежее масло и ездить. P.S. Сам я не занимался этим, но слышал, что замена происходит именно так».
  • Коробка проработает, но недолго «Ремонт АКПП включает в себя устранение причин поломки не только не только фрикционов, но и других деталей, о чем догадываются не все автовладельцы. Соответственно, замене будут подлежать в том числе и эти элементы. Если, не глядя менять лишь одни фрикционные диски, поведение коробки особо не улучшится». «Замена пыльника рулевой рейки: выбираем качественную деталь» Подробнее
  • Готовьте платить не менее 500-700 евро «Иногда достаточно проверить гидроблок. Бывает, что проблема в попавшей внутрь грязи, в неисправном клапане или разъеме. Но в любом случае работа предстоит непростая и совсем недешевая. Это касается и замены фрикционов АКПП. Цена этой операции будет никак не меньше 500-700 евро. К тому же, нужна качественная диагностика».
  • Покупайте б/у-коробку и не заморачивайтесь «Советую приобретать и ставить подержанную контрактную коробку-автомат. Отдельная замена фрикционов выйдет дороже. При этом нужно обладать опытом в сборке-разборке АКПП».

Источник: https://rad-star.ru/pressroom/articles/zamena-friktsionov-akkp/

Фрикционы АКПП — Замена пакетов

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Автоматическая коробка передач представляет собой сложный элемент, который состоит из многочисленных деталей. Современные автоматические коробки передач обеспечивают максимальную плавность переключения скоростей и улучшают динамические показатели транспортных средств. Добиться подобного удалось за счёт значительного усложнения конструкции трансмиссии, которая полностью управляется электроникой. Рассмотрим поподробнее функцию фрикционов и способы продления их срока эксплуатации.

Принцип работы фрикционов в акпп

По своей конструкции фрикционы представляют собой тонкие подвижные и неподвижные металлические кольца, которые устанавливаются на планетарные редукторы. В тот момент, когда передача не включена, диски вращаются относительно друг друга в специальной смазке.

При включении передачи специальный гидравлический толкатель зажимает фрикционные диски, после чего планетарный редуктор приходит в движение и передает крутящий момент от двигателя на привод. Во время поездки диски могут совершать десятки и сотни тысяч оборотов.

Именно поэтому крайне важно обеспечить качественную смазку трансмиссии, что и позволит продлить срок эксплуатации фрикционов. К характеристикам фрикционных дисков можно отнести их способность выдерживать максимально высокие нагрузки. Для этого их изготавливают из специальных сверхпрочных сплавов, что и позволяет защитить их от износа и сгорания.

Читайте также:  Что делать, если в дтп виноват пассажир

Сгорать фрикционы  могут при длительном воздействии высоких температур. Происходит подобное при проблемах с отводом тепла и недостатком масла. Именно поэтому вам необходимо пристально следить за системой смазки коробки передач, что и позволит продлить срок службы этого агрегата.

  • Как избежать перегрева фрикционов и выхода из строя коробки передач?

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Типы фрикционов акпп

В зависимости от вида автоматической коробки передач используется фрикционы различных типов. Это могут быть одно или же двухсторонние фрикционы. В автоматических коробках старого типа использовались односторонние диски, которые с одной стороны имели стальную поверхность, а с другой специальную накладку.

В настоящее время наибольшую популярность получили двусторонние фрикционы, которые изготавливаются из сверхпрочных металлических сплавов. Накладки фрикционов впитывают масло и позволяют эффективно отводить тепло от нагревающихся в процессе работы движущихся дисков. Изготавливаются накладки из различных материалов.

Существуют одно и двухсторонние типы

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Наибольшей популярностью сегодня пользуется графитовое волокно, которое позволяет длительное время сохранять свои рабочие характеристики. Накладки из графитового волокна способны эффективно поглощать тепло и не пригорают даже при экстремальных температурных воздействиях.

Использование кевларовых или графитовых накладок позволяет значительно продлить срок эксплуатации фрикционных дисков. Приобрести такие накладки вы можете отдельно, и впоследствии установить их на диски.

Изготавливаются накладки для фрикционов в различных типоразмерах, что позволяет с легкостью подобрать их под конкретную коробку передач.

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Диагностика и проблемы

В тоже время необходимо отметить, что к пробегу в 100 – 150 тысяч километров на любой автоматической коробке передач уже появиться первые проблемы с фрикционными дисками. Проявляется подобное в задержках или резких рывках при переключении передач. Сложность диагностики состоит в том, что механический износ фрикционов сложно определить, не вскрывая коробку передач.

Мастеру для точного определения проблемы с фрикционами необходимо провести вскрытие коробки передач. Выполняется демонтаж трансмиссии, после чего она вскрывается и производится осмотр состояния фрикционных дисков. В том случае, если имеется существенный износ этого элемента, производится его замена. Сами фрикционные диски акпп различаются в зависимости от вида трансмиссии.

  • Как определить неисправность АКПП?
Так выглядят изношенные диски

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Замена фрикционов АКПП

Устанавливаются фрикционы пакетами на каждую планетарную передачу. При этом износ даже в одном пакете может быть неравномерным. Специалисты до сих пор не имеют единого мнения о том, как менять фрикционные диски.

Кто-то рекомендуют менять лишь изношенные диски, а не целый пакет.

Тогда как другие специалисты утверждают, что при замене только лишь отдельных износившихся дисков в скором времени возникает необходимость производить снова сложный ремонт коробки.

Замена фрикционных дисков очень трудоемкий процесс

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Именно поэтому рекомендуется при необходимости ремонта и замены фрикционов выполнять их замену сразу пакетами, что позволит избавить автовладельца от необходимости в ближайшем времени заново производить подобные ремонтные работы. Замена фрикционов акпп должна выполняться исключительно профессиональными специалистами.

Несмотря на кажущуюся легкость выполнения замены — провести подобную работу самостоятельно не представляется возможным.

В первую очередь подобное объясняется необходимостью производить демонтаж коробки с автомобиля. Выполнить подобную операцию можно только лишь при наличии у вас специального профессионального оборудования.

Кроме того определить износ фрикционов может только лишь профессиональный специалист.

Обучающее видео: замена фрикционов акпп

Поэтому мы не рекомендуем вам пытаться экономить на использование услуг профессиональных специалистов из сервисных ремонтных центров. Опытный мастер сможет провести все необходимые ремонтные работы буквально в течение нескольких дней.

Автовладельцу лишь необходимо учитывать, что стоимость таких ремонтных работ в силу их повышенной трудоемкости может иметь достаточно высокую стоимость. Тогда как сами пакеты фрикционов имеют не слишком высокую стоимость.

При необходимости проведения ремонтных работ и замены фрикционов следует помнить о том, что рекомендуется выбирать расходники от тех производителей, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны. В идеале это должны быть либо оригинальные запчасти или же производители, одобренные самим изготовителем автомобиля.

В данном случае вы сможете гарантировать проведение качественных ремонтных работ и отсутствие каких-либо проблем в эксплуатации автоматической коробки передач в будущем.

Источник: https://akpphelp.ru/frikcioni_akpp.html

Фрикционы АКПП — что это ?

В автоматической коробке передач существует множество жизненно важный элементов, но особняком среди них стоят так называемые фрикционные диски.

Если сравнивать с механической коробкой передач, фрикционы – это «сцепление» автомата, выполняющие функцию переключения передач.

Даже при своевременном и качественном обслуживании (например, при регулярной замене масла АКПП) срок работы фрикционов не превышает 300 тысяч километров. В этом цикле постараемся дать ответ на следующие вопросы:

-Что из себя представляет фрикционный диск? -Как определить неисправность фрикционов? -Каковы причины их износа? -Как производят замену фрикционов?

Фрикционный диск: устройство и принцип работы

Фрикционы (фрикционные диски) – это элемент , выполняющий функцию сцепления передач. В определенные моменты они соединяются (при помощи гидравлического поршня) и фиксируют нужную шестерню, а другой — разъединяются и шестерня приводится во вращение.

Устройство фрикциона

Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Фрикционный диск состоит из двух частей: металлической и мягкой. Металлическая часть находится в сцеплении с АКПП и неподвижна. Мягкая же часть вращается при зацепе вместе с солнечными шестернями. Более подробно устройство фрикциона можно изучить на картинке.

Виды фрикционных дисков. Пакет фрикционов АКПП

Если говорить о первых автоматических коробках , там использовались односторонние фрикционы, которые с одной стороны (вращающейся) имели картонную поверхность, а с другой (неподвижной) – стальную.

В современных АКПП используются двухсторонние диски, изготовленные из высокопрочных материалов (однако недавно на YouTube было видео, где показан ремонт АКПП Infiniti FX37, где показали картонные фрикционы. Надеемся, Вам так не повезет).На краю дисков обычно имеется накладка (напыление) из графита, которая служит для исключения перегрева.

Из этих дисков формируется так называемый фрикционный пакет. Таких пакетов в коробке несколько, в зависимости от числа передач и устройства.

Принцип работы фрикционов

Как уже отмечалось, в работе фрикционов есть явная связь с МКПП, где используются солнечные шестерни, отвечающие каждая за свою передачу.

В автомате принцип другой – используются так называемые планетарные редукторы (в состав которых тоже входят солнечные шестерни) задача которых в ступенчатом изменении крутящего момента и обеспечении движения задним ходом.

В отличие от МКПП шестерни в АКПП собраны в одну конструкцию. В 6-ступенчатой коробке может быть два планетарных редуктора и 4-5 фрикционных пакетов.

Алгоритм работы фрикционов АКПП

Допустим, в начальный момент времени передача выключена. В этой ситуации фрикционы вращаются абсолютно свободно. Но стоит переключить передачу, как масляной насос начинает создавать давление, которое через специальный клапан в гидроблоке и прижимает фрикционные диски к стальным дискам. После этого вращающиеся валы АКПП соединяются и машина стартует.

Источник: https://l-f-a.ru/avtoinformatsiya/stati-po-remontu-avto/chto-takoe-frikciony.html

Фрикционы (фрикционные диски)

Фрикционы (фрикционные диски, пакеты фрикционов) — элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы (стального диска). На указанный диск наклеена специальная фрикционная накладка.

Основной задачей фрикционов является смыкание (сжатие) и размыкание (разжатие) в строго определенный момент, благодаря чему нужная шестерня КПП, которая соответствует той или иной передаче,  останавливается или начинает вращаться. Фрикционы сжимаются и разжимаются под давлением трансмиссионной жидкости ATF.

Устройство фрикционных дисков АКПП и принцип работы

Прежде всего, бывает два вида фрикционов:

  • металлические диски с фрикционной накладкой, которые находятся в зацеплении с корпусом автоматической коробки. Такие фрикционы неподвижны.
  • мягкие фрикционы, вращающиеся одновременно с солнечными шестернями. Такие фрикционы изготовлены из мягкого материала (например, прессованный картон) и имеют упрочняющее напыление (графитовое и т.д.)

Различные АКПП могут иметь разные типы фрикционов. Например, в автоматических коробках, произведенных в 20-м веке и которые сегодня устарели, фрикционные диски односторонние, без накладок. Фактически это означает, что диска два, причем один стальной, а другой картонный.

Более современные типы АКПП получили доработанные фрикционные диски с наладками, в результате чего увеличен ресурс фрикционов, улучшено теплоотведение и т.д.

Набирают фрикционные диски так называемыми «пакетами» (пакет фрикционов), когда один диск из металла, а другой из мягкого материала. Указанные пары дублируются по нескольку раз, чтобы образовать готовый пакет.

Например, простой 4-х ступенчатый автомат имеет 2 или 3 набора фрикционов.

Если говорить о принципах работы, нужно понимать, что в устройстве АКПП применяется так называемая планетарная передача. Итак, в двух словах, когда передача выключена, фрикционные диски вращаются без ограничений, то есть они не зажаты по причине отсутствия давления масла.

Однако в момент включения передачи трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока, в результате чего диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате подключается нужная шестерня, при этом остальные  шестерни в АКПП останавливаются.

Срок службы фрикционов и основные поломки

Многие автолюбители хорошо знают, что наиболее распространенной неисправностью коробки — автомат является износ фрикционных дисков (износ фрикционов). При этом избежать такого износа невозможно, однако грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП позволяет увеличить ресурс  пакетов фрикционов до 250-400 тыс. км. пробега.

Для этого необходимо своевременно менять масло в коробке автомат (каждые 40-50 тыс. км.), следить за уровнем масла в коробке, не допускать перегревов, не буксовать на машине с АКПП и т.д.

Если же фрикционные диски  вышли из строя, как правило, можно услышать, что фрикционы сгорели. На практике это проявляется таким образом, что передачи АКПП не включаются, передачи пробуксовывают и т.д.

Давайте разбираться.

Итак, сами фрикционные диски вполне могут служить долго (вполне реален показатель пробега около 500 тыс. км.), так как вращаются указанные диски в масле. Так вот, именно от состояния масла в значительной степени зависит их ресурс. Если не менять масло в автомате и масляный фильтр, и при этом подвергать  трансмиссию серьезным нагрузкам, вполне реально, что фрикционы также выйдут из строя уже к 80-150 тыс. км.

Причина — потеря свойств масла АТФ и старение, снижение давления, загрязнение самой жидкости продуктами износа КПП, проблемы с каналами гидроблока, соленоидами и т.д. В совокупности давление масла на фрикционы упадет, сжатие не будет таким эффективным и фрикционные диски в этом случае буксуют.

Читайте также:  Как досрочно вернуть водительское удостоверение после лишения

Получается, от трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов. Зачастую запах гари можно также заметить при анализе жидкости ATF, когда масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.

Что в итоге

Как видно, фрикционные диски АКПП являются неким подобием сцепления в МКПП. При этом элемент достаточно надежен, однако только в том случае, если с давлением масла в коробке «автомат» все в порядке и сама жидкость чистая.

Снижение  давления обычно происходит в случаях, когда:

  • уровень масла (ATF) в коробке не соответствует норме;
  • сама трансмиссионная жидкость потеряла свои свойства и/или сильно загрязнена;
  • возникли проблемы с маслонасосом, снижена пропускная способность фильтра масла АКПП или масляного радиатора;
  • забиты каналы гидроблока, некорректно работают соленоиды и т.п.

При наличии подобных неполадок передачи могут переключаться рывками, автомат пинается. Как правило, если проблеме не уделить внимания, первыми из строя выходят  фрикционные диски, фрикционы проскальзывают и горят. В результате масло ATF в АКПП пахнет горелым, меняется цвет масла в коробке автомат и т.д.

Для решения проблемы в одних случаях может быть достаточно промывки масляного радиатора, замены масла в коробке автомат, а также масляного фильтра. В других ситуациях может потребоваться разборка АКПП для замены пакетов фрикционов, промывки каналов гидроблока, проверки работоспособности соленоидов.

Так или иначе, при выявлении первых признаков проскальзывания фрикционов, необходимо прекратить эксплуатацию ТС и доставить автомобиль на СТО с целью проведения углубленной диагностики АКПП.     

Источник: http://KrutiMotor.ru/friktsiony-friktsionnye-diski-ustrojstvo-printsip-raboty/

Признаки и причины сгорания и износа фрикционов АКПП

Фрикционы выполняют функцию сцепления между передачами по принципу механической коробки. Сцепление и переключение происходит автоматически при определенном крутящем моменте двигателя.

Как определить, что фрикционы Вашей АКПП изношены?

Признаки износа фрикционных дисков (фрикционов) АКПП:

  1. Проверить состояние и уровень масла щупом (если щупа нет, то через контрольную пробку АКПП).- масло должно быть светлым и не пахнуть сгоревшим маслом (резкий неприятный запах декстрона)
    – уровень масла ATF не должен быть ниже минимума.

    Если у Вас есть сомнения, то лучше, чтобы это сделал наш специалист по АКПП.

  2. Передачи переключаются некорректно или перестают переключаться, или пропала задняя передача, или машина движется только на одной передаче в так называемом аварийном режиме.
  3. При переключении в положение N автомобиль движется. (это значит фрикционы уже приварились к стальному диску)
  4. Во время переключения передач происходят ощутимые удары.
  5. На холодном масле автомобиль едет. На горячем масле начинается пробуксовка вперед и назад и машина не движется, а буксует на месте. (фрикционы изношены, а вязкость горячего масла ниже и не создается достаточное давление поршня)
  6. При заведенном двигателе металлический шум на холостом ходу.

Как проверить уровень и поменять масло и фильтр в автоматической коробке Hyundai Solaris.
можно ли буксовать на АКПП и DSG. Соблюдайте это правило и не убьёте свою коробку.

Причины выхода из строя фрикционных дисков АКПП:

В момент переключения с одной передачи на другую фрикционные диски проскальзывают, и происходит сильное трение. Трение является причиной износа фрикционных дисков (фрикционов) АКПП.

Также фрикционные диски (фрикционы) сгорают из-за недостаточного уровня масла в трансмиссии. Почему? Отвечаем: в упрощенном варианте – для переключения передачи на фрикционы давят поршни, прижимая к стальным дискам в определенные моменты работы. Соответственно, если давление масла не достаточно, то поршни не дожимают фрикционы, и они проскальзывают и горят от трения.

Если система охлаждения автоматической коробки передач неисправна, то фрикционы перегреваются. И не только они.

При попадании в АКПП антифриза фрикционы осыпаются, так как изготовлены из специальной бумаги и боятся воды.

Какие признаки для замены фрикционов АКПП?

Разобрав автоматическую коробку передач, необходимо оценить состояние масляного насоса АКПП, тормозных лент и фрикционных дисков.

При переборке трансмиссии обязательно промываются соленоиды клапанов гидроблока. И прежде чем заказывать новые фрикционы следует проверить зазоры в пакетах в соответствии с руководством к трансмиссии.

Позже выложу для скачивания мануалы по наиболее популярным АКПП.

Меняем только изношенные фрикционы в случае, когда износились или сгорели фрикционы одного пакета сцепления, при этом масло АКПП не горелое. Приемлемо для АКПП с небольшим пробегом. Если остальные фрикционы без повреждений и накладки в допусках по толщине, то без замены проработают ещё долго.
Если оставить изношенные фрикционы, зазоры которых не в норме, то будут толчки при переключениях.

– Если фрикционы сгорели в нескольких пакетах, то обязательно заменить все тормозные ленты и пакеты. Подгоревшие стальные диски определяются визуально цветовой гаммой на поверхности.
Если заметил, что на накладки фрикционов попало горелое масло, то требуется замена.

В противном случае скоро начнётся проскальзывание и следом сгорание фрикционов. В зависимости от стиля езды срок начала проблем от недели. Рисковать не стоит. Как ни удивительно, но фрикционы рассчитаны на весь период жизни АКПП.

Сгорают фрикционы только по причине масляного голодания или другими словами – по причине недостаточного давления масла.

Фрикционы горят раньше срока (а рассчитаны они обычно на весь срок службы трансмиссии) не потому что “слабые” или дешевые, а из-за масляного голодания. Из-за недостаточного давления фрикционы недожимаются поршнями. Поэтому всегда делая капиталку, переборку автомата меняйте прокладки и кольца. Это сэкономит ваши деньги и нервы, или ваших клиентов.

Производители фрикционов:

  • BorgWarner
  • Dynax
  • Exedy
  • Alto

Кстати некоторые из производителей неоригинальных фрикционов являются официальными поставщиками запчастей для АКПП на конвейеры.

Похожее

Источник: https://4inim.ru/archives/1354

Что такое фрикционы АКПП? — Автосервис AVTOHELP в Новосибирске

Что такое фрикционы АКПП? Часто такой вопрос можно встретить на многочисленных автомобильных форумах и сайтах. Часто фрикционы непосредственно упоминаются в теме, касающейся поломок автоматической коробки передач.Многие интересуются задачами и особенностями работы фрикционов в коробке автомат, чтобы избежать в будущем проблем и поломок.

Строение коробки автомат для несведущего человека представляет собой настоящий дремучий лес и тяжело разобраться без участия специалистов.
Современная автоматическая коробка передач не редкость, а вполне обычное явление на большей части автомобилей.

Эра МКПП постепенно сходит на нет и на месте механической коробки передач приходят автоматические и роботизированные трансмиссии.

Использование автоматической коробки передач намного упрощает процесс управления автомобилем. Теперь не нужно вручную переключать передачи. Удобный и простой в обслуживании автомат облегчает вождение.

Современным АКПП важно своевременно и правильно менять масло и в плане работы с ними не будет проблем. Если процесс запущен, то жди поломки и дорогостоящего ремонта коробки автомат.

Здесь требуется участие профессионалов, ведь самостоятельно выполнить ремонт трансмиссии невозможно.

Что собой представляют фрикционы коробки автомат?

Фрикционами коробки автомат называют неподвижные и движущиеся элементы в форме кольца, выполненные из прочного металла. Размещаются фрикционы на планетарных редукторах. Когда водитель выключает передачу, то фрикционы начинаются вращаться относительно друг друга. Вокруг расположена специальная смазка, снижающая трение.

Когда передача включена, то кольца начинают поджиматься относительно друг друга. Выполняется передача движения на редуктор, который начинает вращаться. Происходит передача энергии с двигателя на привод автомобиля.
Движение машины сопровождается огромным количеством поворотов фрикционов, что оказывает на их поверхность серьёзную нагрузку.

Недостаточное количество масла приводит к преждевременному износу фрикционов.

Виды фрикционных дисков:

1.Односторонние.
Применялись на первых автоматических коробках передач. Используются в настоящее время лишь на недорогих моделях автомобилей.
2.Двусторонние.
Современная версия фрикционных дисков. Для увеличения продолжительности эксплуатации имеют специальные накладки с обеих сторон.

Накладки помогают отвести тепло от основных рабочих элементов и продлить срок их использования. Популярностью пользуются графитовые накладки, обладающие оптимальным соотношением цены и качества.

Основные причины износа фрикционных дисков

Главной причиной поломки автоматической трансмиссии являются по большей части неисправные фрикционные диски.

В случае сильного износа поверхности дисков, наблюдается проскальзывание в отношении друг друга, что приводит к возникновению дополнительного трения.

Наблюдается существенный нагрев фрикционных элементов в результате трения. Материал начинается разрушаться. Функционирование автоматической трансмиссии нарушается.

В результате частичного разрушения фрикционов образуется металлическая стружка, загрязняющая трансмиссионное масло. Забивается фильтр, и нарушается работа прочих элементов автоматической коробки передач. В случае подозрения на разрушение фрикционов требуется незамедлительно обратиться к специалистам за помощью. Если этого не сделать, то дорогостоящего ремонта АКПП просто не миновать.

Основные признаки износа фрикционных дисков

Важно своевременно обратить внимание на отклонения в работе автоматической коробки передач. Вмешательство специалистов из сервисного центра на ранней стадии даст возможность оперативно исправить проблему с фрикционами и избежать дорогостоящего ремонта.
1.Выполняется проверка трансмиссионного масла.


Тёмное с неприятным запахом масло является первым признаком проблем с фрикционными дисками и ничего хорошего не сулит. Первый признак высокого износа фрикционов.
Уровень масла не должен находиться ниже оптимального уровня. Проверяется с помощью специального щупа.

В случае необходимости масло доливается до рекомендуемой отметки.

2.Нейтральная передача.

Когда включен на коробке автомат режим нейтрали, но машина продолжает упорно двигаться вперёд, то скорее всего заклинило фрикционы в результате значительного износа. Использовать автомобиль в этом случае не рекомендуется. Требуется выполнить замену фрикционов.

3.Плохое переключение передач.

Когда автоматическая коробка передач начинает в процессе работы «зависать», поздно переключать передачи или наблюдаются некоторые подергивания в процессе работы. Часто автоматическая трансмиссия переходит в аварийный режим работы.

4.Посторонний шум на холостом ходу.

Появляется непонятный шум в работе автоматической коробки передач. Изнашиваются фрикционы, что увеличивает шумность при работе трансмиссии.

5.Работа АКПП в холодном состоянии.

Коробка передач отлично работает на «холодную», но невозможно полноценно использовать после нагревания масла в трансмиссии.

В случае обнаружения первых признаков износа фрикционов необходимо незамедлительно выполнить компьютерную диагностику и обратиться к специалистам. Дальнейшая эксплуатация автомобиля приведёт к выходу из строя коробки передач и дорогостоящему ремонту.

Наш автосервис выполнит ремонт Вашей коробки передач: замена фрикционов, ремонт гидротрансформатора, или даже бывали случаи, что привозили АКПП в картонной коробке в разобранном виде, после неудачного ремонта — с такой задачей мы также справились — клиент уехал довольный.

Источник: https://avtohelp.club/blog-post/chto-takoe-frikciony-akpp/

Ссылка на основную публикацию