Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Гидропланирование – это ситуация, когда сцепление между колесами автомобиля и дорожным покрытием ухудшается в результате того, что колесо «наезжает» на воду, которая собирается перед колесом.

Это происходит в результате того, что колесо, толкая воду перед собой, создает давление, которое при достижении определенного значения, заставляет воду протискиваться между колесом и дорогой. .

Эта ситуация является очень опасной, но стоит помнить, что за рулем всегда нужно сохранять спокойствие.

Как избежать потери управления автомобилем из-за аквапланирования?

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Сегодня мы рассмотрим такое частое явление, которое может произойти абсолютно с любым автомобилем на дороге, как аквапланирование. Давайте узнаем, что означает этот термин, а также как это явление может влиять на ваш автомобиль. В том числе мы узнаем, что делать если ваша машина начала аквапланировать.

К сожалению, в большинстве регионов нашей страны каждый год выпадает огромное количество осадков. Больше всего конечно эти осадки выпадают в виде дождей, ливня и града. Наибольшую опасность для всех автомобилистов представляет конечно дожди, которые приводят к образованию луж на дорогах.

Лужи представляют угрозу не только двигателю автомобиля (например, из-за воды может произойти гидроудар двигателя), но могут стать причиной аквапланирования машины.

Возможно вы имеете огромный стаж вождения и ниразу не сталкивались с аквапланированием автомобиля на дороге. Но это не означает что аквапланирование редкое явление и что с вашим автомобилем подобное никогда не произойдет.

Помните, что на дороге может произойти все что угодно. Даже маловероятные события. Так что вы должны быть готовы ко всему. В том числе и аквапланированию. Также вы должны знать, что делать в этом случае.

Что такое аквапланирование?

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Аквапланирование — несмотря на сложное название довольно таки просто объяснить. Это такое явление, когда ваш автомобиль начинает терять сцепление с дорогой из-за слоя воды под колесами. В тот момент, когда шины автомобиля перестают справляться с большим количеством воды, пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью, начинает резко сужаться. В конечном итоге автомобиль может полностью потерять сцепление с дорогой. Это и называется аквапланирование. При этом машина перестает реагировать на рулевое управление, на торможение и даже в некоторых случаях на ускорение.

Почему так происходит и почему даже на новой резине автомобиль может саквапланировать на дороге? Напомним, что каждые шины имеют на поверхности специальный протектор, который предназначен для отвода воды при движении по мокрой и влажной поверхности. Этот отвод воды и создан для того чтобы предотвращать постоянное аквапланирование автомобиля на дороге.

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Благодаря этому протектору для отвода влаги, вода в буквальном смысле рассекается и рассеивается, осушая участок дорожной поверхности, с которым взаимодействует покрышка.

Если же объём воды на дороге больше, чем может отвести протектор шин автомобиля, то под колесом образуется избыток воды. В результате автомобиль может потерять сцепление с дорогой, произойдет аквапланирования, после чего транспортное средство может стать полностью не управляемым.

Вот почему так важно следить за состоянием шин. Особенно за глубиной протектора. Ведь от состояния резины зависит ваша безопасность, безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.

Вы должны помнить, что новые или неизношенные нормальные шины могут удалять достаточное количество воды чтобы в большинстве случаев избежать аквапланирования. Правда это касается только новых или слегка изношенных покрышек.

Так, по данным экспертов новая летняя шина может всего за 7 секунд отвести (удалить) с дорожной поверхности стандартное ведро воды.

Правда эта скорость отвода воды достигается при максимальной скорости вращения колеса, которая предусмотрена производителем покрышек.

Если протектор шин имеет недостаточную глубину (изношен), то под колесами во время дождя начинает образовываться избыток воды.

Вода под шинами может накапливаться и достигнуть критичной точки, когда пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью сузится до опасного размера или полностью исчезнет.

В результате, под шинами может образоваться водная подушка, которая поднимет колеса над дорожным покрытием, и машина начнет аквапланировать из-за того, что шины полностью потеряют контакт с дорогой.

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Обычно, наиболее подвержены аквапланированию передние колеса, поскольку задние шины обычно взаимодействуют уже с более сухим асфальтом, после отвода воды передними шинами.

Это означает что при аквапланировании автомобиль может потерять управляемость.

В том числе при аквапланировании может значительно теряться эффективность тормозной системы, поскольку передние колеса при аквапланировании не смогут должным образом остановить машину.

В том числе, при аквапланировании на переднеприводных автомобилях не поможет и педаль газа, чтобы вывести машину из неуправляемого состояния, поскольку передние колеса, куда передается крутящий момент, не смогут ускорить машину из-за отсутствия контакта с дорожной поверхностью.

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Также могут потерять сцепление с дорогой и управляемость заднеприводные и полноприводные автомобили. Например, когда все четыре колеса потеряют контакт с дорожным покрытием из-за водной подушки, которая может образоваться под колесами.

Что делать, если произошло аквапланирование?

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

И так, представьте. Вы едете по дороге, впереди видите большую лужу и не снижая скорости заезжаете в воду. В этот момент предположим, что ваш автомобиль начинает аквапланировать. Как понять, что ваша машина потеряла контакт с дорожной поверхности и начала аквапланировать? Для тех, кто не знаком с этим и никогда не попадал в аквапланирование в первые секунды будет тяжело разобраться что произошло с машиной, но тем не менее даже новичок поймет спустя несколько секунд, что машина начала аквапланировать. Правда желательно это понять сразу, поскольку от этого будет зависеть сможете ли вывести авто из аквапланирования.

Как же распознать в первую секунду что ваша машина начала аквапланировать? Во-первых, при аквапланировании как правило резко возрастают обороты двигателя (из-за снижения сопротивления необходимого для вращения колес). Во-вторых, рулевое колесо становится легче (опять же из-за уменьшения усилия требуемого для поворота колес).

Что делать в этой ситуации?

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Как и во многих опасных ситуациях самое худшее что вы можете сделать за рулем, это запаниковать. Например, при аквапланировании самой частой ошибкой водителей являются неадекватные действия. Например, торможение или попытка резко дернуть рулевое колесо, с целью вернуть машине траекторию движения.

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

  • Но помните, что как правило автомобиль начинает аквапланировать из-за того, что передние колеса потеряли контакт с дорожной поверхностью, поэтому торможение или рулевое управление будут малоэффективны для восстановления управляемости машины.
  • Вот что вы должны сделать при аквапланировании:
  • — Если вы используете круиз-контроль, то при первых же признаках аквапланирования выключите его

— Не нажимайте педаль тормоза, поскольку это может привести к заносу машины

— Плавно и медленно отпустите педаль газа.

Поскольку тормоза и рулевое управление при аквапланировании не помогут, вам ничего не остается делать, как снизить обороты двигателя, плавно отпустив педаль газа, для того чтобы автомобиль начал замедляться естественным образом.

Также ни в коем случае не стоит при аквапланировании нажимать педаль газа, добавляя обороты двигателю, поскольку это только усугубит аквапланирование и возможно приведет к заносу

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

— По мере снижения скорости автомобиля, осторожно проверьте стало ли рулевое колесо тяжелее (жестче). Если да, то осторожно и медленно начинайте тормозить, нажав педаль тормоза.

Если рулевое колесо намного легче чем при нормальной ситуации, то не поворачиваете его и не начинайте торможение, поскольку это означает что колеса автомобиля еще не имеют необходимого пятна контакта с дорожной поверхностью

— Помните, что только плавные и последовательные действия за рулем помогут вам восстановить контроль над машиной после аквапланирования

— К сожалению, вышеописанные действия возможны только если вы двигаетесь на небольшой скорости и у вас будет время медленно и плавно восстановить контроль над машиной.

Но чаще всего аквапланирование происходит на большой скорости и в самый неподходящий момент. Например, перед поворотом.

В этом случае вам придется попытаться остановить машину нажимая плавно педаль тормоза и корректируя движение автомобиля с помощью рулевого колеса (если конечно это будет возможно).

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Но и в этом случае вы должны держать себя в руках и не паниковать. То есть ни в коем случае не делайте резких движений рулевым колесом и не нажимайте резко педаль тормоза. Все движения должны быть плавными и медленными.

Как избежать аквапланирования автомобиля?

Когда ваш автомобиль начинает аквапланировать, то вы в большинстве случаев из водителя фактически превращаетесь в пассажира, поскольку перестаете контролировать автомобиль в буквальном смысле. Поэтому лучший способ действий- это предотвратить аквапланирование.

Есть несколько золотых правил, которые следует соблюдать чтобы уменьшить риск аквапланирования автомобиля во время движения.

Во-первых, всегда учитывайте дорожные условия. Если на дороге, например, вы увидите большую лужу или пошел сильный ливень обязательно снизьте скорость автомобиля. Во время дождя вы также должны избегать движения по затопленным участкам дороги. Особенно по глубокой колее, где обычно скапливается много воды.

Снижая скорость, вы даете шинам автомобиля больше возможности для отвода воды и сохранения пятна контакта. Помните, что чем медленней движется машина, тем меньше накапливается избыточной воды под колесами. Соответственно снизив скорость вы по сути увеличиваете пятно контакта шин с дорогой.

Конечно, чтобы избежать аквапланирования автомобиля вы также должны следить за состоянием покрышек. Изношенные или поврежденные шины менее эффективны при рассеивании воды с дорожной поверхности. Поэтому в случае если глубина протектора шин не соответствует установленной минимальной норме, вы должны заменить покрышки на новые, иначе существует огромный риск аквапланирования.

В том числе вы не должны выезжать на дорогу если давление в колесах не соответствует норме, которую как правило устанавливает автопроизводитель. Помните, что недокаченные шины не смогут максимально эффективно отводить воду с дорожной поверхности.

В том числе советуем вам в дождь или во влажную погоду ехать ровно по следам другого автомобиля, чьи колеса как правило уже достаточно осушили дорожную поверхность.

Правда в этом случае будьте осторожны, поскольку для этого необходимо ехать за другим автомобилем достаточно близко.

Но помните, что если во время движения пойдет ливень, то вам придется увеличить дистанцию до другого автомобиля, поскольку в сильный дождь увеличивается тормозной путь.

Даже с новыми шинами от именитого производителя при толщине слоя воды на асфальте сантиметров в десять машина может потерять контакт с дорогой на скорости и до 80 км/ч

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги.

С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.

Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б).

По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис.

в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.

Факторы, влияющие на аквапланирование

Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора.

Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление.

У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.

Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.

Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.

Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.

Один известный производитель шин провел испытания, по результатам которого составил таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.

Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя.

Читайте также:  Что означает ошибка слишком богатая смесь p0172 и как её исправить

При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта.

В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.

Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные одним из мировых лидеров в производстве шин, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.

Как избежать аквапланирования?

Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.

Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:

  • Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
  • Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
  • Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
  • Избегать быстрой езды по глубоким лужам.

Что делать, если аквапланирование началось?

Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.

Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.

Смотрите видео: Эффект аквапланирования (January 2020)

Источник: https://ru.mazorhomes.com/1013-what-is-aquaplaning-and-how-to-avoid-it.html

Аквапланирование и как из него выйти

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины, то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности.

При этом, транспортное средство становится практически неуправляемым. Такой занос возникает, когда скорость достигает критического значения, при котором колесо не успевает удалять воду из пятна контакта.

Чем больше водная плёнка на поверхности дороги и меньше остаточная глубина протектора шины, тем выше риск аквапланирования.

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Если выражаться простым языком, то это эффект «планирования по поверхности воды», и самым простым способом знакомства с ним является попытка заехать в лужу на чрезмерно большой скорости.

В этот момент вы потеряете сцепление с дорогой полностью и будете буквально лететь над поверхностью асфальта.

Самое плачевное в этой ситуации, что нельзя предугатать скорость возникновения аквапланирования на дороге по причине различных дорожных условий.

Как проявляется аквапланирование и в чем его причины?

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Причины аквапланирования можно сформулировать буквально в нескольких пунктах. Понимание этих пунктов поможет вам избежать попадания в скольжение – давайте их перечислим.

  • Высокая скорость езды автомобиля. Если вы любите ехать быстро при плохих условиях климата или дорожного покрытия – вы можете поймать «полёт».
  • Резина слишком изношена, либо глубина протектора имеет малый рельеф. Соответственно, если вы – любитель ездить на спортивной резине или на полусликах, да и просто пользоваться резиной до дыр – лучше воздержаться от езды в дождь на подобных колёсах. Воду из пятна контакта отводить будет нечем, и скольжение неизбежно.
  • Давление в шинах. Низкое давление помогает только на бездорожье. В городе шины нужно держать с номинальным уровнем давления.
  • Подвеска. Если узлы и агрегаты подвески плохо работают – они могут не справляться со своей работой и не помогать водителю в управлении. Но это тема для отдельного материала.
  • Дорожное полотно. Ямы, неровности и прочие трещины в верхнем слое покрытия дороги – ваш враг. В яме, которая кажется очень маленькой, может находиться достаточное количество воды для аквапланирования. Помним о том, что перед ямой лучше притормозить.

А вот про проявление, к сожалению, списком не рассказать. Тут нужно задержаться подольше, по причине наличия разных типов привода у современных автомобилей.

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Передний привод автомобиля в ситуации с аквапланированием начинает своё скольжение с задней оси, которое, в дальнейшем, уходит на переднюю ось. А поскольку ведущая ось у вас спереди, то если вы попытаетесь резко остановить автомобиль, получите или занос, или разворот автомобиля.

Очень неприятно, согласны? Как бы странно это ни звучало, самым лучшим способом выхода из таких ситуаций является набор скорости. Аккуратно и плавно начинаем разгонять автомобиль для вывода передних колёс из плохого участка.

Но тут нужно понимать, что вы делаете, и успеете ли вы, к примеру, совершить манёвр до ближайшего поворота или перекрёстка.

Задний привод получает занос с передней оси и, в дальнейшем, уходит на заднюю. Тут всё просто – руль сразу становится мягким и пропадают ответные реакции. Проще всего в данной ситуации отпустить педаль акселератора и начать аккуратно останавливаться. Попытки увеличить скорость, как в случае с переднеприводным автомобилем, приведут только к заносу.

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Что делать? Не хочу «аквапланировать»

Ну а если вы не хотите попасть в ситуацию аквапланирования, давайте думать, на что обратить внимание в вашем автомобиле, и что нужно проверить.

Тем более сезон дождей уже стучится по нашим крышам! Из превентивных мер, которые не стоит указывать списками, можно сказать только о том, что скорость ваша должна быть разумной.

Не стоит влетать со скоростью поезда HyperLoop в лужу, даже одним колесом.

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

  • Заботимся о шинах. Если износ вашего протектора составляет более 50% – лучше воздержаться от поездки. Чем тоньше шина, тем выше возможность поймать скольжение. Хотя, если ваши шины новые, а протектор не глубокий – лучше тоже быть бдительными.
  • Следите за состоянием дороги, если едете в дождь. Скорость потока лучше соблюдать, а дистанцию до впереди идущего автомобиля лучше увеличить. Если входа в лужу не избежать – максимально безопасно сбрасывайте скорость. Помните о том, что при движении со скоростью 80 км/ч вам нужен всего 1 мм толщины воды для потери контроля над автомобилем.
  • Помните о траектории. Максимально эффективно шины будут отводить воду только при равномерном прямолинейном движении, и даже в слабом повороте их эффективность падает. Соответственно, перед затяжными поворотами при виде лужи лучше сбросить скорость и максимально постараться «распрямиться» перед водой.

А если я поплыл?

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Мы искренне надеемся на то, что вы не читаете этот текст в тот момент, когда аквапланирование уже схватило вас за колесо. Поэтому давайте разбираться, что делать в ситуации, когда остальные пункты вам не помогли.

Самое главное, ну впрочем как и всегда за рулём, не паниковать. Вы должны хладнокровно управлять автомобилем, не давить резко на газ, не крутить руль в надежде на чудо. Тормозить резко тоже нельзя. Помните, что ваши навыки управления автомобилем на снегу здесь не работают совсем.

Нужно напомнить ещё и о том, что аквапланирование возникает на одном-двух колёсах, а не по всему автомобилю.

В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие, ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой.

А вот сценарий поведения всегда один: не въезжать в мокрые участки на больших скоростях, не крутить руль, не тормозить резко, а педалью газа работать очень плавно. В общем, проверьте автомобиль и глубину протектора. Помните, лучше медленно, но самому, чем быстрее, но на скорой.

Источник: https://somanyhorses.ru/akvaplanirovanie-i-kak-iz-nego-vyyti/

Что такое эффект аквапланирования шин и как его избежать?

Итак, Википедия дает следующее обозначение данному процессу: аквапланирование — возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. Ну всё, разобрались, можно по домам. Шучу, шучу.

Разъясняем и себе и всем этот набор слов. Когда автомобиль въезжает в лужу (при определенных условиях и на определенной скорости) он теряет сцепление с дорогой и попросту «планирует»/«плывет» по водной глади.

При этом управляемость теряется.

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Какая скорость и какие условия способны вызвать эффект аквапланирования? 

Испытания на полигонах показали отметку скорости в пределах от 70 км/час до 100 км/час. В реальности эта скорость может варьироваться намного сильнее и аквапланирование может возникнуть при 40 км/час. Напрямую на аквапланирование влияет

Изношенность резины.

Резина должна быть не изношенной, напоминаем степень износа протектора максимум на 4 миллиметра, после достижения этой отметки — меняйте резину.

Подобрать шины указав типоразмер или параметры авто

Рисунок протектора.

Есть специальная дождевая резина (на случай если вы живёте в стране вечного дождя). В остальных случаях выбирайте резину с асимметричным рисунком. Также в описании к шинам, смотрите насколько хорошо тот или иной рисунок протектора отводит воду с пятна касания колеса с поверхностью дороги.

Дорожное полотно.

Есть зависимость от качества и шероховатости дорожного полотна (чем «шероховатей» — тем меньше шанс начать «планировать»). Это непосредственно вопросы к проектировщикам и строителям дорог. Ведь они должны обеспечивать правильный отвод воды с дорожного полотна, чтобы влага не накапливалась и как следствие, вы ехали, а не плавали.

Давление в шинах.

Давление в шинах тоже имеет влияние на вероятность “планирования” по воде: перекачанная шина поплывет как корабль «Арго» по волнам, ведь площадь соприкосновения с дорожным полотном уменьшается. 

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Толщина слоя воды на дороге.

Вероятность возникновения аквапланирования зависит от толщины слоя воды на дороге. Рекомендуем не лезть колёсами в лужу на скорости, к тому же если вы не знаете глубину этой лужи. 

Как ведет себя автомобиль, когда аквапланирование уже началось?

Одно колесо попало в воду, потерялось сцепление с дорожным полотном. Как следствие увеличивается сопротивление движению. Резкий удар по рулевой рейке и руль «выскакивает» из рук, автомобиль при этом разворачивает. Что делать? Держать руль двумя руками ближе к верхнему центру (по часам на 2 часа и на 11 часов), или по бокам (на 3 часа и на 9 часов).

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Если всплыло 2 колеса — разворота не будет. Но вы попытаетесь вывернуть руль, а когда колёса коснуться сухой дороги — произойдёт повторный занос. Чтобы этого не случилось корректируйте руль короткими рывками и сразу возвращайте в ровное положение.

 Отпустите педаль газа — вас будет тормозить водой, а вы будете тормозить двигателем. Если ваше авто заднеприводное — притормаживайте, но медленно, резкое торможение на таком авто — друг заноса.

Если вы на переднеприводном — торможение может спровоцировать блокировку колёс и двигатель просто заглохнет.

Чтобы избежать аквапланирования как такового, нужно преодолевать водные глади в виде луж на небольшой скорости и всегда держа руль ровно.

Друзья, эта статья не свод жестких правил, а мы не волшебники. Будьте осторожны, водите аккуратно и пускай наши дороги будут сухими даже в дождь (по крайней мере так должно быть).

В следующих материалах мы расскажем вам как предотвратить нервное расстройство в пробках, что нужно слушать, когда едешь в машине с женой и какие лекарства нужно пить, когда смотрите цены на топливо.

С пожеланиями хорошей дороги, команда интернет-магазина проверенных автотоваров MARKET.RIA

Источник: https://market.ria.com/blog/interesting/239541/chto_takoe_effekt_akvaplanirovaniya_shin_i_kak_ego_izbezhat.html

Что такое аквапланирование, и как с ним бороться?

Аквапланирование – это весьма опасное явление, при котором колёса автомобиля теряют сцепление с дорогой. Происходит это чаще всего на больших скоростях, при движении по мокрой дороге и лужам. Протекторы шин не успевают пропускать воду и колёса как бы подымаются на тонком слое воды, полностью теряя контакт с дорожным полотном.

Чтобы вам было более понятно, как происходит аквапланирование, ниже прилагаем изображение.

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

При небольшой скорости движения пятно контакта шины с дорогой в пределе нормы. Увеличивая скорость пятно уменьшается. А на больших скоростях, при наезде даже на незначительную лужу, колесо поднимается на «водяной подушке» и теряет сцепление с дорогой. У заднеприводных автомобилей аквапланирование начинается с передних колёс. А у переднеприводных наоборот – с задних.

Читайте также:  Что измеряет манометр и как им пользоваться

Причины аквапланирования

Первая причина аквапланирования – это, конечно же, мокрое дорожное полотно. Дорога во время дождя, даже незначительного, становится опасной для движения. Водителю надо быть внимательным – постоянно следить за скоростью, держать безопасную дистанцию, с осторожностью проезжать лужи и не совершать резких манёвров.

Также к причинам возникновения аквапланирования относятся:

• Высокая скорость (критический показатель от 70 км/ч до свыше 100 км/ч) при проезде даже неглубокой лужи.
• Эксплуатация изношенных шин (лысой резины с малой остаточной глубиной протектора).
• Давление воздуха в колёсах выше нормы.
• Неисправности в подвеске.

• Неровное дорожное полотно, на котором слой воды заведомо будет неравномерным.

Относительно скорости хотелось бы отметить, что аквапарирование может возникнуть и при 50 км/ч. Однако выйти из заноса будет проще. А в случае, если это сделать не удастся, то хотя бы последствия будут менее плачевными, чем при скорости больше 100 км/ч.

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Как избежать аквапланирования?

Минимизировать риск возникновения аквапланирования автомобиля при езде можно следующим образом:

• Постоянно следить за состоянием покрышек. Особое внимание надо уделить протекторам. При глубине протектора менее 1 см. шины необходимо заменить. На «лысой» резине ездить запрещено даже в сухую погоду.

• При движении по мокрому дорожному полотну стоит следить за его состоянием и скоростным режимом. Не стоит «лихачить» и разгоняться свыше 70-80 км/ч.
• Во время дождя не стоит ехать по асфальтированной дороге с проезженной колеёй (она собирает много воды).

• Любую лужу надо проезжать на минимальной скорости (насколько это возможно).

• Для поездки можно выбрать плохую дорогу. У водителя не будет возможности разогнаться, а соответственно риск попасть в аквапланирование снижается до минимума.

Все эти советы довольно просты и выполнить их можно без особого труда.

Действия при аквапланировании

Если все меры предосторожности были соблюдены, но аквапарирования не удалось избежать, то надо действовать следующим образом:

• Убрать ногу с педали газа.
• Ни в коем случае не тормозить тормозом – только двигателем и на пониженной передаче.
• Руль необходимо держать крепко и в таком положении, чтобы колёса автомобиля стояли прямо.

• Не стоит прибегать к действиям как при заносе (выкручивать руль в противоположную заносу сторону).

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Водителю следует понимать, что во время аквапланирования колёса должны стоять строго в ровном положении. Потому что если колёса будут вывернуты в одну из сторон, то когда сцепление с дорогой вернётся, может возникнуть повторный занос.

Выводы

В дождливую погоду от аквапланирования никто не застрахован. И совершенно неважно, движется автомобиль по трассе или по городской дороге. Мокрое дорожное полотно опасно. А значит, водитель должен быть всегда готов к любым сценариям при вождении.

Поэтому осторожность при вождении в дождь первостепенна. Также не стоит забывать, что необходимо правильно выбирать резину и следить за глубиной протектора.

Поддерживайте своё транспортное средство всегда в исправном состоянии, будьте бдительны и внимательны на дорогах, и тогда вы снизите до минимума вероятность попасть в ДТП.

Источник: http://carakoom.com/blog/chto-takoe-akvaplanirovanie-i-kak-s-nim-borotsya

Аквапланирование: определение, риски, советы

Большинству автолюбителей знакома ситуация, когда на мокрой дороге автомобиль вдруг теряет управление либо его поведение становится нестабильным. Это явление называется аквапланированием. Что это такое и как его предотвратить?

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Чем опасно аквапланирование?

Определение

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффектАквапланирование − это всплытие покрышки на водяном клине. Эффект аквапланирования возникает достаточно просто − при езде по покрытию, поверх которого имеется вода, шина в какой-то момент перестает отводить воду из пятна контакта. В результате этого под колесом образуется водяной слой в несколько миллиметров, и машина всплывает в прямом смысле этого слова.

Водяной слой, который образуется под колесом гораздо опасней ледяной пленки или укатанного снега.

Испытания, проведенные группой экспертов, выявили, что тормозной путь на мокрой дороге в три раза превышает величину тормозного пути, но уже на сухом покрытии.

При этом, по сравнению с тормозным путем по льду либо укатанному снегу показатели замедления разнятся в одну треть. Помимо плохого торможения водителя поджидает еще одна опасность − внезапная потеря контроля над автомобилем.

Подборка дождевых шин — ссылка

От чего стоит ожидать аквапланирования?

Самым опасным считается тонкий слой воды над дорогой. Он почти незаметен, поэтому водители часто игнорируют его и превышают скорость. Помимо природных факторов немаловажное значение играют шины (состояние, конструкция) и состояние дороги.

Особенно опасна колея − в ней скапливается большое количество воды.

Конечно, современная дождевая покрышка с небольшой шириной легко преодолеет сложный участок на скорости в 120 километров в час, однако если шины имеют высокую степень износа, а дополнительно к этому машина − заднеприводная, то можно ожидать аквапланирования на скорости уже в 50 километров в час.

Сложно предсказать начало момента всплытия колес, однако само аквапланирование отчетливо ощущается:

  • По исчезновению усилия на рулевом колесе.
  • Появляется чувство невесомости автомобиля − начинает казаться, будто плывешь на катере.

Однако, всплытие всех четырех колес не так опасно, как аквапланирование одного или двух колес − в этом случае существенно возрастает риск появления заноса.

Как предотвратить появление эффекта аквапланирования?

Существует ряд несложных рекомендаций:

  • Следить за степенью износа покрышек. Логично предположить, что чем глубже протектор и чем больше разных канавок на шине, тем эффективнее она отводит воду из пятна контакта. Соответственно, если резина изношена на 50 и более процентов, то эффективность борьбы с аквапланированием резко ухудшается. Поэтому, нельзя ездить на старых шинах с высокой скоростью по мокрой дороге. А, при покупке новых покрышек стоит помнить, что даже передовая модель покрышки не защищает от всплытия, а лишь отодвигает момент в зону более высокой скорости.
  • Выбирать скорость, исходя из состояния дороги. Как это ни странно, но наряду с колейностью большую опасность представляет также и абсолютно ровное асфальтированное покрытие, без ям и неровностей. Вода в таком случае равномерно распределена по поверхности, поэтому при аквапланировании покрышка попросту скользит без зацепа за что-либо.
  • Не ехать быстро в дождливую погоду. Современные покрышки именитых производителей могут успешно бороться с водой и быстро самоочищаться от нее, однако предыдущий совет актуален и здесь. Лишь опытные водители могут почувствовать начало аквапланирования, тогда как новички просто растеряются.
  • При проезде луж нужно держать рулевое колесо прямо. Шины гораздо эффективней отводят воду в продольном направлении, нежели в поперечном. При этом, прямой курс позволит снизить риск возникновения заноса.

Что делать при начале аквапланирования?

Действия следующие:

  • Нельзя поворачивать рулевое колесо.
  • Применять торможение двигателем. Это относится и к переднеприводным машинам.

Итого. При начале всплытия колес над дорогой нужно избегать поворотов руля (держать его прямо) и тормозить мотором. В таком случае можно успешно погасить нежелательный эффект и сохранить контроль над автомобилем.

Источник: https://shiny-info.ru/akvaplanirovanie-opredelenie-riski-sovety

Аквапланирование. Что это такое?

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Необходимо отметить, что и тот, и другой термины приняты для обозначения одного и того же процесса. Разница присутствует только в названии.

Спросите опытного водителя: «Как часто у него возникают проблемы, связанные с управлением автомобилем на обильно покрытых водой весенних дорогах?» Ответ будет приблизительно следующим: «Проблемы могут появиться только у тех водителей, которые не пытаются объехать широкие лужи, а пролетают над ними на высокой скорости». Если внимательно проанализировать отчеты сотрудников ГАИ, можно обнаружить факт, подтверждающий увеличение количества ДТП в результате того, что водитель не смог справиться с управлением.

Любой автомобиль в условиях передвижения по мокрой трассе может оторваться от поверхности дороги и в буквальном смысле поплыть. Все зависит от скорости движения этого автомобиля, при более высокой скорости, вероятность возникновения аквапланирования увеличивается. При этом, скорость авто является не последним фактором, стимулирующим проявление этого процесса.

Что называют аквапланированием покрышек?

Что такое аквапланирование и как избежать подобный эффект

Если условно принять величину сцепления автомобильной покрышки, установленной на колесе автомобиля, с таким покрытием, как сухой асфальт, за единицу (1), то эта же самая шина в условиях мокрого асфальта будет обладать сцеплением с покрытием, величина которого уменьшится, в сравнении с предыдущими показателями наполовину, ее величина станет приблизительно 0,5. На ледяном покрытии коэффициент сцепления будет еще меньше, приблизительно 0,25 от начального значения. Понятие «аквапланирование» означает ситуацию, когда сцепление шин движущегося с высокой скоростью по поверхности воды автомобиля отсутствует полностью, в результате чего колеса, как бы, скользят по мокрому участку дороги. Подобная ситуация опасна тем, что находясь в ней, водитель теряет возможность эффективного управления автомобилем.

При каких условиях возникает подобная опасность? Как правило, аквапланирование имеет место при передвижении автомобиля по огромным лужам, возникшим на поверхности дороги после обильных осадков.

При движении автомобиля по подобному покрытию, каждая из его шин будет выполнять роль своеобразного водоотвода жидкости из области контактного пятна, образуя впереди себя водяной вал высотой от 1до 3 см. Специально проведенные исследования позволили измерить величину давления, создаваемого этим валом, она составила 2 бара.

Учитывая, что в среднем ширина колеса легкового автомобиля составляет 15 см, нетрудно подсчитать, что каждое из колес автомобиля стремится прижать водяной вал к дорожному покрытию с силой около 30 кг.

Понимая основу механизма описанного выше процесса, нетрудно догадаться, что каждая из покрышек способна успешно отводить воду из области контакта с дорожным покрытием только до определенного момента. Эффективность водоотведения непосредственно связана с такими факторами, как скорость передвижения автомобиля, рисунок протектора его шин, а также толщин слоя воды на дорожном покрытии.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что при движении автомобиля с лысой резиной по лужам на высокой скорости избежать очистки контактного пятна от воды не удастся. Не позволит сделать этого очень незначительная величина глубины канавок протектора.

Шины, имеющие степень износа более среднего, не способны эффективно отводить воду из контактного пятна при движении автомобиля со скоростью 100 км/ч по поверхности воды толщиной всего лишь 1 мм.

Казалось бы, совершенно незначительная по своим габаритам волна через незначительное время станет достаточно большим водяным валом, в результате чего сцепление колес автомобиля с дорогой исчезнет, и он будет скользить.

Прекратить начавшееся аквапланирование невозможно даже в случае резкого торможения. Как правило, в подобных ситуациях экстренное торможение только усугубляет ситуацию, приводя к полной потере контроля над управлением автомобиля.

Особенности аквапланирования автомобилей с передним и задним приводом

У автомобилей, обладающих задним приводом, аквапланирование прежде всего возникает на передней оси. Основным признаком начинающегося гидропланирования является возникающая внезапно, едва заметная потеря контроля над управлением автомобилем.

Как правило, опытные водители моментально оценивают сложившуюся ситуацию и производят соответствующие действия для ее исправления. В подобной ситуации резкое уменьшение скорости движения, к которому может прибегнуть начинающий водитель, не принесет желаемого результата. Скорость снижать нельзя.

Для выхода из возможного заноса необходимо использовать рулевое управление.

Для автомобилей, имеющих передний привод, гидропланирование возникает в обратном порядке, т.е. оно проявляется, прежде всего, на задней оси.

В данной ситуации даже опытному водителю нелегко определить начальный момент аквапланирования.

В любом случае, независимо от того в какой момент времени автомобиль начинает терять управление,  нельзя резко сбавлять скорость и тормозить, так как подобные действия обязательно приведут к заносу автомобиля.

Нельзя сказать, что риск возникновения гидропланирования может быть связан только с эксплуатацией изношенной резины. В дождливую погоду аквапланирование может возникнуть при управлении автомобилем, «обутым» в новенькую резину.

Дело в том, что традиционный протектор при движении по воде не всегда способен справиться с возложенными на него обязанностями, и только резина, на которой присутствует логотип под названием «антидождь», при неизменной скорости движения, обеспечит надежное сцепление колес с дорогой.

Отсюда напрашивается вывод: каждый уважающий себя автомобилист просто обязан разбираться в маркировке покрышек. А если ему часто приходится ездить в дождливую погоду, выбирать покрышки, обладающие улучшенными водоотводящими характеристиками.

Такие шины имеют достаточно глубокую продольную канавку по центру покрышки и множество поперечных многопрофильных разрезов. Максимального эффекта позволяет добиться рисунок протектора, имеющий форму елки. Ветви этой елки служат надежным водоотводом.

В ходе передвижения по влажной поверхности вода отводится назад и в обе стороны от центра покрышки.

При монтаже покрышки с подобным рисунком на колесный диск очень важно установить направленный рисунок протектора в правильном направлении. Если покрышка будет установлена в противоположном направлении, потоки воды не будут отходить в строну, наоборот, они будут направлены к центру шины, что только увеличит риск возникновения гидропланирования. А как известно, в этом нет ничего хорошего.

Также, каждый водитель должен учитывать, что передвижение в дождливую погоду по идеально гладкой поверхности автобана скорее приведет к возникновению аквапланирования, чем аналогичная поездка в условиях шоссе с крупнозернистым покрытием на основе бетона и асфальта.

Читайте также:  В чём разница между суброгацией и регрессом в автостраховании

Дело в том, что гидропланирование возникает в тех случаях, когда потоки воды полностью заливают все имеющиеся на дорожном покрытии неровности.

Еще необходимо знать, что шины, обладающими улучшенными характеристиками водоотлива, в условиях сухой дороги изнашиваются быстрее своих традиционных аналогов, а также способствуют повышенному расходу топлива и увеличению продолжительности тормозного пути.

Как уже говорилось ранее, возникновению эффекта гидропланирования способствует одновременное наличие двух составляющих – чрезмерно высокого уровня воды на поверхности дороги, а также высокой скорости передвижения автомобиля.

Необходимо отметить, что в настоящее время какие-либо методики контроля этих негативных факторов отсутствуют. Более того, в настоящее время нет никакой научно обоснованной теории, описывающей взаимосвязь этих составляющих.

Однако, не стоит расстраиваться, сотрудники отечественных специализированных научно-исследовательских институтов занимаются решением этой проблемы.

Кроме этих двух основных составляющих, на вероятность возникновения эффекта гидропланирования может оказывать влияние множества случайных факторов, таких как техническое состояние амортизаторов, узлов подвески и рулевого управления автомобиля.

Совершенно неожиданную отрицательную роль может сыграть неравномерность загрузки по осям, а также отсутствие правильной регулировки развала и схождения колес.

Экспериментально было доказано, что даже амортизатор, изношенный только лишь наполовину, гораздо увеличивает риск гидропланирования.

Учитывая все сказанное выше, можно сделать один-единственный вывод: гидропланирование можно и нужно предотвратить, а вот остановить его невозможно. При определенных условиях, аквапланирование может быть более опасным фактором в сравнении с простым скольжением по ледяной поверхности.

Для обеспечения надлежащей безопасности движения в условиях покрытой влагой дороги не стоит экономить на покупке соответствующей резины, в пути не нужно использовать методы агрессивного вождения, а встречающиеся на трассе лужи лучше медленно объезжать, чем пролетать над их поверхностью на высокой скорости.

Гидропланирование и скольжение

В условиях сухого асфальтового покрытия требуемая величина сцепления покрышки с дорогой обеспечена надежным контактом незначительных неровностей дороги со специальными элементами протектора.

В дождливую погоду, на мокром асфальте надежность сцепления зависит от толщины слоя воды, с имеющимися в нем фракциями грязи и пыли, и особенностями рисунка протектора.

Безусловно, контакт автомобильной резины с мокрой дорогой значительно хуже ввиду того, в данной ситуации в контактном пятне присутствует промежуточная структура – слой воды, которая уменьшает силу трения между колесом автомобиля и дорожным покрытием, значительно снижая их взаимодействие.

Если площадь контактного пятна шины с поверхностью сухой дороги принять за определенную величину А, то в условиях влажного покрытия значение данной величины А снизится на некоторую величину В.

Это произойдет по причине влияния водяного вала, который возникает из присутствующей на поверхности дороги воды, отводимой протекторами при движении.

Объем отводимой воды находится в прямой зависимости от скорости движения: чем быстрее едет автомобиль, тем большее количество воды находится под его колесами. В свою очередь, увеличение толщины водяной пленки приводит к ухудшению контакта дороги с шиной.

В определенный период времени, при превышении скорости выше допустимого предела, между покрышкой и дорогой будет присутствовать сплошной слой воды. В этом случае автомобиль остается без какого-либо контакта с дорогой и теряет управляемость или, иными словами, переходит в режим аквапланирования.

Некоторые водители не замечают принципиальной разницы между скольжением и гидропланированием. А, тем не менее, разница существует довольно таки значительная. Прежде всего, необходимо сказать, что скольжение абсолютно не зависит от скорости движения.

Скольжение возникает в результате присутствия слоя воды и дальнейшего снижения величины сцепления шины с дорожным покрытием. Скольжение может иметь место при резком повороте или экстренном торможении. Скольжение можно, так или иначе, контролировать.

В случае возникновения эффекта гидропланирования водитель не сможет изменить траекторию неуправляемо движущегося автомобиля до той поры, пока несущие силы вала воды не изменятся до минимальных значений.

При попадании автомобиля в режим аквапланирования снижение скорости движения должно быть постепенным.

Категорически запрещается резко вращать рулевое колесо или тормозить, так как по окончании действия эффекта гидропланирования развернутые колеса и зажатые колодки тормозов могут стать причиной сильного заноса.

Как правило, скольжение имеет место во время дождя, когда его капли смешиваясь с дорожной пылью, образуют грязь. При усилении дождя бурные потоки воды очищают поверхность дороги от грязи, улучшая, таким образом, качество контакта покрышки с дорожным покрытием. Возникновение эффекта аквапланирования абсолютно не зависит от стадии или силы дождя.

Гидропланирование может наблюдаться даже в сухую погоду при попытке проехать на высокой скорости огромную лужу.

Рассказать друзьям:

Все новости

Источник: https://bodryekolesa.ru/news/akvaplanirovanie__chto_jeto_takoe/

Аквапланирование автомобиля — что это такое, как избежать подобный эффект

Чем опасен эффект глиссирования

Главная опасность состоит в том, что водитель практически беспомощен в такой ситуации. Пятно контакта шин с дорогой исчезает, поворот руля становятся не только бесполезным, но даже вредоносным решением. Поэтому неправильные действия водителей (новичков) могут привести к развороту либо, что ещё хуже, заносу с последующим вылетом на большой скорости на встречную полосу или в кювет.

Условия возникновения водяного клина

Водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия, может наступить при наличии нескольких (необязательно всех перечисленных) ключевых факторов:

  • Критическая скорость
  • Дорожное покрытие
  • Погодные условия
  • Рельеф протектора
  • Давление воздуха в покрышках
  • Изношенность амортизаторов

Разберём подробнее каждый:

Скорость движения

Критическая скорость возникновения аквапланирования варьируется от 70 до 100 км/ч. Но при усилении или ослаблении влияния других факторов, перечисленных выше, скорость может существенно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. Не исключено, что ваш автомобиль начнёт глиссировать даже на 40 км/ч.

Дорожное покрытие

Следующей немаловажной причиной являются качество и вид дорожного покрытия. Например, дорога, покрытая крупнозернистым асфальтом более устойчива к образованию водной плёнки, чем гладкое покрытие современных автобанов, что подтверждает следующее видео:

Погода, толщина водяной плёнки

Угроза возникновения аквапланирования автомобиля зависит от слоя воды на поверхности, по которой движется авто.

Однако не существует определённой величины такого слоя, так как степень влияния этого параметра сильно зависит от двух других: скорости вхождения в лужу и глубины протектора шин.

Однозначно можно лишь утверждать, что двигаясь свыше 100 км/ч в сильный ливень, вероятность «поймать водяной клин» максимально высока, так как толщина водяной плёнки в такую погоду составляет не менее 2 миллиметров.

Глубина протектора

Вот мы добрались до ещё одного важного фактора – износа шины. Остаточная глубина протектора установленных шин по правилам дорожного движения должна быть для транспортных средств категорий:

Давление воздуха в покрышках

Теперь рассмотрим второстепенные условия, при которых возникает эффект аквапланирования. Одно из них – это давление в шинах. Низкое давление существенно снижает площадь пятна контакта. Это происходит вследствие того, что потоку воды гораздо проще пробиться через середину покрышки, промяв её, чем быть выдавленной в стороны по водоотводящим канавкам.

Изношенность амортизаторов

В результате множества исследований доказано, что амортизаторы, износ которых составляет 40% — 60%, оказывают гораздо большее влияние на попадание в гидропланирование, чем новые амортизаторы, при прочих равных условиях.

Другие факторы

Чуть менее значимый «вклад» в появление аквапланирования вносят:

  • Состояние механизма руля
  • Параметры развала – схождения
  • Состояние подвески автомашины
  • Общий вес транспортного средства
  • Распределение нагрузки по осям
  • Наличие/отсутствие спойлера

Что происходит при аквапланировании

В принципе из выше сказанного уже можно понять, что происходит во время аквапланирования. Остаётся лишь зарезюмировать. Итак, во время движения колесо машины съезжает с относительно сухой поверхности на поверхность, покрытую тонким слоем воды.

Перед покрышкой образуется водяной вал. Водоотводящие канавки протектора не успевают полностью справиться с гидроударом, большая часть воды попадает под покрышку, образуется своего рода «водяной клин». Грубо говоря, автомобиль «всплывает».

Пятно контакта шины с дорогой практически исчезает, машина становиться неуправляемой.

Процессы на переднем приводе

Существуют небольшие отличия в поведении транспортных средств в зависимости от ведущих колёс. Если автомобиль переднеприводный, то задние покрышки больше склоны к планированию по воде.

Это не означает, что передние не подвержены такому эффекту. Всё зависит от глубины водной преграды.

Водитель может даже не почувствовать, что автомобиль начал глиссировать, а задние колёса уже давно будут оторваны от земли.

На заднем приводе

На заднеприводных автомобилях, наоборот, первыми всплывают передние колёса. Водитель сразу почувствует, что руль стал «мягким». При этом время на принятие правильного решения немного больше, так как пятно контакта задних покрышек всё ещё остаётся значительным. Однако это длится лишь до того момента, пока скорость не будет снижена.

Как избежать аквапланирования

Для того чтобы избежать аквапланирования автомобиля, нужно соблюдать 10 основных правил:

  1. В первую очередь, это соблюдение скоростного режима. Причём в дождливую погоду двигаться лучше на 20-30% медленнее, чем в сухую. Всё просто – чем меньше скорость автомобиля, тем в большей безопасности вы находитесь. Здесь вполне уместно было бы вспомнить одно из высказываний Михаила Жванецкого:
  • «Не водите машину быстрее, чем летает Ваш ангел-хранитель»
  • Правильный выбор покрышек. Лучше отдать предпочтение узким шинам, с узором «ёлочка» и маркировкой «aqua», «water» или «rain». Однако надо понимать, что такие колёса не лучшим образом ведут себя в других условиях.
  • Контроль над состоянием протектора шин. Протектор, изношенный на половину, снижает сопротивляемость эффекту аквапланирования на 70%. «Лысая» резина снижает критическую скорость начала глиссирования почти до 40 км/ч. Не пренебрегайте этим фактором.
  • Не стоит забывать о постоянном контроле правильного давления воздуха в покрышках.
  • Также лучше вовремя менять резину в зависимости от сезона. Летнюю на зимнюю, и наоборот.
  • Немаловажную роль играет состояние амортизаторов и подвески в целом.
  • Во время движения внимательно следите за качеством и состоянием дороги. Удивительно, но ровные хорошие дороги более склонны к аквапланированию, так как вода на них распределена равномерно на больших площадях. Не менее опасны дороги с глубокой колейностью.
  • Перевозя грузы в дождь, стоит помнить, что нагрузка на все оси должна быть распределена равномерно. По возможности лучше избежать большого давления на одну сторону.
  • Лужи на дороге надо проезжать без резких манёвров по прямой.
  • Тормозить нужно до водной преграды, а не в ней! Обязательно до въезда в лужу стоит успеть включить дворники, если они не были включены.
  • Что делать при возникновении гидропланирования

    Соблюдение перечисленных выше пунктов практически полностью исключают попадания на водяной клин. Что делать, если аквапланирования избежать не удалось? Для этого желательно следовать следующим эффективным советам.

    Как вести себя водителю

    Самое главное не паниковать. Впервые ощутив всю «прелесть» въезда в лужу на большой скорости, неопытный водитель зачастую поддаётся панике. В результате ошибочных действий он только усугубляет ситуацию. Поэтому обязательно надо проявлять хладнокровие.

    С рулевым колесом разобрались. Теперь, что касается педалей. В самом начале статьи было упомянуто, что аквапланирование – это не скольжение, поэтому нажатие на педаль газа не помогает, а, наоборот, делает ситуацию хуже.

    Если ведущим является задний привод, как только автомобиль попал в аквапланирование, следует отпустить педаль газа и начать плавно притормаживать. Если автомобиль переднеприводный, нужно просто отпустить педаль акселератора, не прибегая к нажатию на педаль тормоза.

    В обоих случаях рекомендуется дополнительно применять торможение двигателем.

    Основные ошибки

    Существуют три самые распространённые ошибки, присущие, в основном, неопытным водителям:

    1. Попытки выкрутить руль.
    2. Нажатие на педаль тормоза (на ведущем переднем приводе).
    3. Нажатие на педаль газа.

    Внимание! Перечисленные 3 действия при аквапланировании автомобиля значительно ухудшат ситуацию, поэтому прибегать к ним не стоит! К чему приводят такие действия можно увидеть на этом видео:

    Дождевые шины

    Хотелось бы рассказать и о правильном выборе дождевых покрышек. Шина, устойчивая к гидроотталкиванию имеет ряд характерных особенностей:

    1. Маркировка. Современные известные бренды маркируют свои изделия специальными символами или словами. На дождевых шинах чаще всего это «rain», что переводиться с английского, как дождь, «water» или «aqua» — переводиться, как вода. Либо просто нарисована картинка в виде дождя.
    2. Канавки. Дождевые покрышки имеют минимум одну глубокую продольную канавку. А также большое количество поперечных, водоэвакуационных ламелей, направленных в обе стороны.
    3. Рисунок. Узор протектора может быть любым, но самым эффективным по праву принято считать «ёлочку» или «бабочку». Поперечные канавки расположены под углом к продольной борозде и смотрят назад. Это способствует эффективному выбросу воды из-под колеса. Учтите, что такую покрышку нужно правильно поставить. Вершина «ёлочки» должна смотреть вперёд. Хотя 90% современных производителей рисуют стрелку, указывающую направление движения колеса. Так что больших проблем с установкой быть не должно.

    Продолжение здесь => http://www.pokaprav.net/2017/02/akvaplanirovanie-avtomobilja-chto-takoe-kak-izbezhat.html' target='_blank'>

    Подпишитесь на обновления и будьте в курсе!

    Источник: http://car-avz.ru/glavnaya/avto-i-moto/6763-akvaplanirovanie-avtomobilya-chto-eto-takoe-kak-izbezhat-podobnyj-effekt

    Ссылка на основную публикацию